Вероятно, с лёгкой руки Валентина Пикуля, написавшего когда-то о трагической судьбе каравана PQ-17, у отечественной публики возникло представление, что «Северные конвои», шедшие в годы войны из Шотландии и Исландии в Мурманск и Архангельск, были чуть не единственным каналом поставок в СССР по программе Ленд-лиза. На самом деле этих маршрутов было целых пять (не считая маршрутов переброски самолётов своим ходом) и арктический был далеко не основным. Его главным достоинством было то, что он был самым коротким. Однако, как видно из этой диаграммы, бóльшая часть поставок из США поступила по другим маршрутам, главным из которых был Тихоокеанский. А вторым по значимости стал маршрут через Персидский залив и Иран, который СССР и Великобритания для этих целей без лишних сантиментов оккупировали уже в августе 1941 г. В цифрах же это выглядело следующим образом: Дальний Восток: 8 244 000 т. – 47,1%
Через Иран и Каспий: 4 160 000 т. – 23,8%
Северные конвои: 3964 000 т. – 22,6%
Чёрное море: