Вероятно, с лёгкой руки Валентина Пикуля, написавшего когда-то о трагической судьбе каравана PQ-17, у отечественной публики возникло представление, что «Северные конвои», шедшие в годы войны из Шотландии и Исландии в Мурманск и Архангельск, были чуть не единственным каналом поставок в СССР по программе Ленд-лиза.
На самом деле этих маршрутов было целых пять (не считая маршрутов переброски самолётов своим ходом) и арктический был далеко не основным. Его главным достоинством было то, что он был самым коротким. Однако, как видно из этой диаграммы, бóльшая часть поставок из США поступила по другим маршрутам, главным из которых был Тихоокеанский.
А вторым по значимости стал маршрут через Персидский залив и Иран, который СССР и Великобритания для этих целей без лишних сантиментов оккупировали уже в августе 1941 г. В цифрах же это выглядело следующим образом:
Дальний Восток: 8 244 000 т. – 47,1%
Через Иран и Каспий: 4 160 000 т. – 23,8%
Северные конвои: 3964 000 т. – 22,6%
Чёрное море: 681 000 т. – 3,9%
Северный морской путь: 452 000 т. – 2,6%
Если в Северных конвоях и поставках черех Иран были задействованы прежде всего суда наших союзников, то на Тихом океане это было невозможно, так как США и Великобритания находились в состоянии войны с Японской империей. Поэтому на этом маршруте работали только советские суда.
Причём зачастую они становились советскими прямо в портах Сан-Франциско, Сиэтла или Датч-Харбора, куда прибывали наши экипажи и принимали свеженаштампованные транспорты типа «Либерти», также переданные по Ленд-лизу. Экипажи поднимали на них красный флаг, грузились и уходили в направлении советского Дальнего Востока или Берингова пролива. Всего таким образом нам было поставлено 38 сухогрузов и 3 танкера.
Теоретически, Тихоокеанские маршруты были самым безопасным, но, тем не менее, за годы войны Дальневосточное морское пароходство в бассейне Тихого океана потеряло 23 судна и 240 человек их экипажей. Какие-то из них были потеряны по «естественным причинам» – шторма, льды, собственные мины, 6 попали под раздачу в ходе японского блицкрига в декабре 1941 г., а ещё 8 были по ошибке потоплены американскими и японскими подводными лодками. Поэтому не будем забывать подвиг этих людей, своим героическим трудом обеспечивших почти половину столь необходимых тогда нашей стране поставок.