Речь в статье пойдёт о первых трёх альбомах группы, записанных с 1968 по 1970 годы. Существует мнение, что в этот период группа блуждала в поисках стиля, мне же кажется, что стиль у Йена Андерсона был в голове изначально, просто за эти годы группа наращивала мясо. И если первый альбом группы This Was звучал полегче, чем, следующие два альбома, то это скорее связано с тем, что там был другой гитарист - Мик Абрахамс, которого в 1969 году сменил блестящий Мартин Барр (тут Андерсону несказанно повезло, поскольку Барр вообще пришёл в группу по объявлению) - настоящий хард-роковый гитарист. Который подтвердил своё хард-роковое кредо немыслимыми гитарными соло на концертах уже в тот период и авторством отличных хард-роковых риффов в будущем.
На мой взгляд, неповторимый стиль группы сложился как раз из сочетания тяги к фолку и акустике у Андерсона и тяги к хард-роковому звучанию у Барра. Смею напомнить, что хард-рок только-только начал предъявлять свои права в рок-музыке. В конце концов тогда ещё были живы Битлз, Дип Пёрпл экспериментировал с классикой, а Лед Зеппелин записал свой первый альбом в тяжёлом блюзе.
Но вернёмся к первому альбому. На нём можно отметить сразу несколько вещей. Во-первых это народная песня Cat's Squirrel, которую совсем недавно дебютным синглом на второй стороне выпустили Cream в своей аранжировке. Во-вторых, это версия инструментальной композиции джазового саксофониста и флейтиста Роланда Кёрка Serenade Of Cuckoo. Обладая огромной музыкальной эрудицией, Андерсон в джазе был, как рыба в воде, хотя крайне редко обращался к этой форме музыки. Упомянутая композиция отмечена мной потому, что уже с первого альбома Андерсон утвердил свою флейту, как равноправный инструмент в музыкальном сплаве Джетро Талл. Для рок-музыки того времени флейта вообще была немыслима в составе группы, однако мастерство Йена Андерсона позволило (особенно в будущем) вообще убедительно ввести флейту в ансамбль рок-инструментов настолько, что его соло на флейте в контексте хард-роковых проигрышей в композициях становилось не хуже гитарных чудес от Джимми Пейджа, скажем. Но это потом, а пока Андерсон слегка разминался и выдавал вполне невинные мягкие и чистые звуки
Ну и третьей я отмечу композицию Song For Jeffry не только потому, что она мне нравится - а она и в самом деле представляет из себя заводной образец народного блюза. Но и потому что в единственной видеозаписи этой песни в фильме Роллинг Стоунз Rock-n-Roll Circus в составе Джетро Талл на гитаре играет Тони Айомми, который через пару месяцев всколыхнёт мир группой Black Sabbath и одноимённым дебютным альбомом, записанным в стиле тяжеленного риффованного блюза. Профи он и есть профи, он играет любую музыку, лишь бы она была хорошей
На самом деле дебютный альбом уже имел успех, поскольку достиг десятого места в Британии, а это для 1968 года дорогого стоит. Но следующий альбом взлетел уже на первое место и огромная заслуга в этом нового гитариста Мартина Барра. Альбом вышел в начале 1969 года, назывался Stand Up и получился очень ровным. Может быть на альбоме и не настолько слышна тяга к хард-року, но на концертах того времени жёсткость звучания зашкаливает. Лично мне нравятся почти все композиции альбома, но отмечу всего две. Во-первых, потому что они выдающиеся, а во-вторых, в рамках одной статьи перегружать материалом тоже не получится. Обычно все при упоминании раннего Jethro Tull сразу вспоминают "Акваланг", но уверяю вас, предыдущие два альбома ничуть не хуже. Великолепный мелодизм, гитарная романтика, заигрывание с несколькими мировыми жанрами от джаза до народной музыки - и всё это сделано уже в одном, чисто джетроталловском стиле.
На Stand Up Андерсон умудрился сделать джазовую обработку классической композиции И.С. Баха Bouree, построить всю аранжировку вокруг флейты, да ещё и импровизировать с приёмами, возможными только при игре на флейте. Я специально поставлю более позднюю концертную версию Бурре, поскольку первые такты музыканты играют в той самой барочной мелодике, в котором звучал баховский оригинал, а потом интерпретируют мелодию в своей версии, с синкопой, с добавлением рок-элементов - чтобы понятно было как круто это аранжировано
Вторая песня, которую я хотел упомянуть - We Used To Know. Именно её концертное исполнение 1970 года утвердило меня во мнении, что Мартин Барр блестящий хард-роковый гитарист, а Джетро Талл того периода несомненно хард-роковая группа со своим колоритом. Колорит этот - конечно виртуозное владение флейтой Йена Андерсона и его соло, которые тоже абсолютно хард-роковые. Ну и не лишним будет напомнить, что многие, в том числе и я, считают, что группа The Eagles свой Отель Калифорния сняла именно с этой композиции, уж слишком много там совпадений, включая гитарное соло Барра под завязку. А уж какой плотный звук у ребят, любо-дорого
Ну и наконец на третьем альбоме Benefit (записан в декабре 1969 года) группа закрепила своё жёсткое звучание в ударных номерах. Гитара Мартина Барра уже на равных с флейтой Андерсона участвует в структуре композиций. С этого альбома стало понятно, что харизматичный басист Гленн Корник не поспевает в своём развитии за группой и ему пришлось уйти, а альбом достиг третьего места в Британском хит-параде опять же подтвердив высокий статус молодой группы.
В альбоме хард-роковые номера перемежаются с более лёгкими, некоторые песни построены на английско-шотландской народной музыке. В принципе такое шатание от хард-рока к акустике на одном альбоме звучит не очень гармонично и альбом не очень-то и звучит, в отличие от предыдущего. Но, похоже, это была необходимая ступень к знаменитому "Аквалангу", где гармония получилась полной. Да и на этом этапе в некоторых композициях удалось совместить оба направления, которые представляли Барр и Андерсон. тяни-толкая, как такового не было. Судя по всему, Андерсон с удовольствием впитывал и сторонние идеи, перемалывая их в своём стиле
Про Aqualung, понятное дело, надо писать отдельную статью. чем и займусь как-нибудь. До встречи