Найти в Дзене

Историческая справка по дому №12 по Малой Бронной улице

Оглавление

1983—84, фото пользователя Dimon65 
https://pastvu.com/p/65321
1983—84, фото пользователя Dimon65 https://pastvu.com/p/65321

Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
Москва, 1999

Малая Бронная, одна из больших радиальных улиц Москвы, начинается от Тверского бульвара и тянется до Садового кольца. Малой она называется потому что непосредственно примыкает к Большой Бронной, которая в настоящее время значительно короче ее, хотя 100 лет назад была вдвое длин­нее. В XVI—XVII веках между Тверской улицей и Малой Никитской располагалась дворцовая Бронная слобода, находившаяся в ведении Оружейной палаты.

Здесь жили бронники — мастера, выделывавшие холодное оружие для войска. В 1570 году Иван Грозный расселил здесь еще иноземных мастеров сабельных дел. Слобода начиналась сразу за нынешним Тверским бульваром и доходи­ла до Спиридоньевского переулка, где и заканчивалась современная Малая Бронная улица, называвшаяся тогда Воскресенской, по находившейся на ней церк­ви Воскресения (не сохранилась). До Садово-Кудринской Малая Бронная не доходила — ей преграждали путь стоявшие по Спиридоньевскому переулку и дальше дво­ры Патриаршей слободы с большим прудом посредине — сохранившимся и поныне и прославленным М. А. Булгаковым Патриаршим прудом.

Дворы Бронной слободы большей частью были маленькими, узкими и длин­ными, с деревянными строениями и огородами. Даже церковь Воскресения до начала XVII века была деревянной. В 1716 году в приходе Бронной слободы насчитывалось 30 дворов. В конце XVII века бронники, ставшие мастерами казенных заводов, переселились в другие места. Слобода была полностью уничтожена большим пожаром Москвы 1737 года, но и после восстановления улица была застроена почти исключительно деревянными строениями.

На плане Москвы 1767 года Малая Бронная все еще остается отделенной от нынешнего своего продолжения, но за дворами уже видна линия мелких дво­ров против пруда, позже вошедших в состав правой стороны улицы. Она получила продолжение лишь после очередного пожара в 1812 году. Укрупнились в это время и дворы, в основном за счет объединения соседних владений. В 1826 году. на М. Бронной было 15 дворов: 5 принадлежали чиновникам, 2 — прапорщикам, 2 — духовенству, 2 — музыкантам, 1 — сту­денту, остальные мещанам. Здесь же находился дом знаменитого учителя танцев Петра Иогеля. На месте многих, существовавших до пожара дворов, лежали пустыри. «Путеводитель по Москве» 1831 года отмечает, что у Патриаршего пруда «год тому назад были развалины и пустыри; пруд был запущен, словом, неприятно было ходить по сему месту. Ныне старанием Комиссии для ст­роения все здесь расчищено, пруд приведен в хорошее состояние и, может быть, место сие сделается приятным для окрестных жителей гулянием».

Из плана Москвы Хотева (1850) видно, что на Малой Бронной по нечетной стороне насчитывалось 11 дворов, а по четной — 22. Все дворы по-прежнему застроены деревянными строениями. Строительство каменных домов начина­ется во второй половине XIX века, и к началу XX века практически все выходящие на красную линию улицы дома были каменными. В 1882 году улица включила в себя Банный переулок и дошла до Садовой-Кудринской.

На рубеже XIX и XX веков в составе населения улицы преобладали студен­чество, снимавшее комнаты в большинстве домов. Это были университетские студенты, бегавшие целыми по грошовым урокам, а вечера они проводили, со­бираясь у товарищей или в трактире Романова на углу Малой Бронной и Тверского бульвара.

В доме № 4 находилась студенческая столовая, в которой в декабре 1905 был организован штаб студенческих дружин. В доме № 15 размещалась детская бо­льница Воспитательного дома с большим садом, позднее она была переведе­на на Садово-Кудринскую, а на ее месте расположилось Арбатское городское 4-классное училище. На месте двора и сада бывшей больницы фабрикант Гирш построил 5 трёхэтажных больших корпусов с квартирами для сдачи внаем. Народ окрестил эти дома «гиршами». В доме 18 помещалось Москов­ское пробирное управление, здание которого обстроено 6-этажными жилыми домами. На месте церкви Воскресения выстроена школа, в доме священника (№ 5) останавливался, приезжая в Москву, Н. Г. Чернышевский. В доме № 32 бывал у своей сестры М. Г. Лошкаревой В. Г. Короленко. В доме № 1 жил худож­ник Г. Г. Мясоедов. Неподалеку, в Спиридоньевском пер. (№ 12) снимал пер­вую в Москве квартиру В. В. Маяковский, а в доме № 8 по переулку жил артист П. М. Садовский, внук знаменитого Прова Садовского. Дом № 2, где сейчас находится Театр на Малой Бронной, первоначально занимал Московский театр сатиры.

Последовавшая в советский период застройка современными многоэтаж­ными домами Большой и Малой Бронных улиц и прилегающих к ним переулков измени­ли облик этой части Москвы, хотя и сегодня, несмотря на близость к центральным магистралям, здесь по-прежнему царит особая московская атмосфера.

План 1873 года
План 1873 года

Сложение усадьбы под № 12 по Малой Бронной начинается с послепожарного времени, судя по характеру нарезки участков, узких и развитых в глубину, от красной линии улицы. Первый из сохранившихся в архиве планов усадьбы датирован 1856 годом. С этого времени и до 1876 года усадьба принадлежа­ла священнику Г. С. Клиентову, а позднее его сыну, кандидату Академии. На плане 1873 года видно, что весь участок беспорядочно застроен небольшими деревянными строениями. В 1876 году усадьбу приобрел статский советник Алек­сандр Федорович Гетье, семье которого она и принадлежала до 1917 г. В год приобретения архитектор Бауэр выстроил по красной линии улицы двухэтажный деревянный особнячок на каменном фундаменте и каменный одноэтажный сарай в глубине двора, прежние строе­ния как видно на плане, оставались без из­менения. В последующие годы в усадьбе ве­лись незначительные по объему работы: в 1882 году была выстроена сторожка у про­ездных ворот, в 1884 — вырыт колодец.

С 1892 года усадьба перешла по завеща­нию к старшему сыну А. Ф. Гетье, Федору Александровичу, практикующему врачу (в 1909 году был Главным врачом Басманной городской больницы, а в 1917 — Главным врачом Солдатенковской (Боткинской) больницы), а в 1909 ею, в числе других нас ледников, владел младший сын, Алек­сандр Александрович Гетье, инженер-механик, при котором и был выстроен существующий поныне доходный дом.

Доходные дома — многоэтажные жилые строения, принадлежавшие частным лицам, квартиры в которых сдавались внаем. Именно этот тип жилого дома с конца 1900-х гг. приходит на смену особнякам рубежа веков, как наиболее выгодное средство вложения капитала в недвижимость. Застройка улиц многоэтажными доходными домами, которые изменили облик дворянской Москвы, становится преобладающей. Владельцы городских усадеб с конца 1900-х годов сносят свои родовые гнезда, а вместо них, по всему периметру участков возводят с максимальным использованием территории многоэтажные до­ма. Строительство, с целью экономии вложений, велось в основном из кирпича, с обработкой лишь фасада, выходящего на улицу. Примером такой застройки являются доходные дома № 10 и 12 по Малой Бронной улице. Но если дом № 12 был вписан в форму участка, сохранившего свою форму с 1830-х годов, то владение № 10 к началу 1900 года объединилось с соседним, расширив вдвое свои границы, что и обусловило различное их объемное и планировочное решение.

Планы 1876 и 1909 годов
Планы 1876 и 1909 годов

Проект дома № 12, каменного, пятиэтажного с нежилым подвалом был заказан А. А. Гетье архитектору Леониду Васильевичу Стеженскому в 1909 го­ду и тогда же был утвержден Строительным отделением Московской город­ской управы, но строительство его не было начато. В 1910 году владелец решил внести изменения в устройство подвальной части дома, сделав ее жилой. В 1912, наконец, возвели временный забор, ограждавший стройплощад­ку. А в 1913 году в Управу было подано новое прошение А. А. Гетье с про­ектом, выполненным архитектором Дмитрием Михайловичем Челищевым, который, используя план дома, составленный Стеженским, оформил его новым фасадом, значительно уступающим в декоративном отношении первоначальному.

Центром фасадной композиции Стеженского служила вертикаль парадной лестницы, по сторонам которой размещалось по 5 оконных осей. Вся декорация фасадной плоскости была выполнена в изысканной стилистике модерна. Челищев, архитектор, отдававший предпочтение неоклассике, выполнил стро­гий, несколько сухой и графичный фасад. Он укрупнил масштаб вертикальных членений, вместо 10 осей по сторонам лестничной клетки в проекте Стеженского, он делает 6, четное количество, что лишает общую композицию чет­ко обозначенного центра, придает ей геометрическую жесткость, которую усиливает геометрия лишенных каких-либо наличников, окон. Роль центра ком­позиции играет плоский ризалит на 2 оконных оси, фланкированный графи­ческими, гигантского ордера, пилястрами-лопатками, лишенными капителей. Первый этаж трактован как несущая часть, он оштукатурен под крупный руст, но выполнен так плоско, что воспринимается как графический рисунок. Сим­метрия, нарушенная входной дверью и проездной аркой во- двор, композицион­но выглядит неорганично, нарушающей геометрию всего фасада. Три после­дующих этажа объединены пилястрами, аналогичными центральной части, что лишает дом какой-либо пластики и выразительности. Венчающая часть дома — 5 этаж, — является продолжением вертикальных осей, лишь над лопатками центрального ризалита размещены две пустых ниши. Вся композиция венчается плоским аттиком с вытянутым по горизонтали окном с криволинейным абри­сом. В целом всю композицию отличает геометрическая жесткость вычерченного по линейке фасада.

По планировке дом делится на две части: лицевой корпус, занимающий по ширине весь участок и, соединенный с ним, протяженный на всю глубину владения — дворовый. Между лицевым и дворовым корпусом на уровне 1 эта­жа имеется арочный проход. Фасады дворового корпуса на 4 подъезда, повторяющего изгибы участка, лишены декорации. Кирпичная поверхность фаса­да членится лишь горизонтальными межэтажными тягами и вертикалями витражей лестничных клеток, к которым в советское время были пристроены лифтовые объемы. Только узость двора и искривленность фасада скрывают его невыразительное монотонное решение.

Дом А. А. Гетье, является типичным по принципу застройки жилым доход­ным домом 1910-х годов, выстроенным в стиле неоклассицизма, который за­казал не слишком состоятельный или экономный заказчик.

ЧЕЛИЩЕВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
(13.X.1879 — 20.XI.1964)

Первоначальное образование получил в железнодорожном училище в Ельце. С 1904 года обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 временно работал помощником участкового архитектора.

С 1908 — вольный слушатель Московского археологического института.

В 1911 году получил звание архитектора. С 1913 года — член Московского архитектурного общества. В 1914 году вошел в состав комитета Иверской общины сестер милосердия, а в 1916 — член Московского попечительного совета об увечных и больных воинах. В 1916 году выполнил конкурсный проект Инвалидного дома на Донской улице.

Д. М. Челищев известен как строитель доходных домов, работал в Москве. Все его постройки предреволюционного периода выполнены в стиле нео­классицизма. Особенностью его индивидуального почерка является стрем­ление к укрупненным формам, геометрическим объемам. Система декорации в его сооружениях вводится, как правило, к выделению на уплощенном, графи­ческом фасаде одного-двух укрупненных элементов.

В послереволюционное время Д. М. Челищев занимался вопросами реставра­ции памятников архитектуры.

Постройки:

ул. Рылеева, 23
Староконюшенный переулок, 37
Трубниковский переулок, 30
Большая Ордынка, 34а (1910)
Сивцев вражек, 44
Суворовский бульвар, 7
ул. Архипова, 6
Большой Спасоглинищевский переулок, 6
ул. Тимура Фрунзе, 18 (1912)
ул. Бурденко, 8 (1913)
Рождественский бульвар, 19 (1914)
Померанцев переулок, 5 (1915)
Старомонетный переулок, 33 (1914)
Воротниковский переулок, 2 (1916)
Померанцев переулок, 3 (1915)
Сеченовской переулок, 7 (1912)
Плющиха 53/25 (1913)
Б. Полянка, 20