Я часто размышляю, что же самое существенное в воспитании. Или, как говорит Шалва Александрович Амонашвили, «в-ось-питании». В питании Оси растущего человека.
Получилось 10 пунктов того, во что мы с мужем верим, чему следуем. Надеюсь, кому-то этот список окажется полезным. А, может, и поддержит.
1. Мы, родители, извиняемся, когда не правы.
Дети чувствуют все как есть. Ошибиться не страшно, страшно - струсить и соврать. У нас в семье все, включая младшую, знают: не страшно разбить или разлить, с кем не бывает. Плохо не сказать об этом, тогда могут пострадать другие. Да, если уж не сказал сразу, всегда есть шанс все-таки сказать об этом. И это, независимо от «срока годности», мы с мужем воспринимаем как сильный поступок. И друг в отношении друга тоже. Логично предположить, что именно в отсутствии «права на ошибку» в семье кроются причины детского вранья.
2. Родители - авторитет.
А иначе какой смысл расти и становиться родителем?!
А если серьезно, заигрывания с ребенком на тему, кто в доме главный, плохо заканчиваются для всех. Для родителя - истериками ребенка, для ребенка (что, собственно, и провоцирует истерики) - чувством незащищенности. В семье существует иерархия разума и ответственности. Родители отвечают за детей как разумные существа. С прибавлением разумности у ребенка добавляется ответственность. «Хочешь больших полномочий? Это очень хорошо. Значит подошло время тебе взять больше ответственности».
И, да, папа в семье главный. Мама следом. Когда папа в командировке, сын выполняет мужскую часть задач. Конечно, по своим возможностям.
3. Объясняем детям, что хотим, что говорим, что происходит.
Развитая образная речь - прямое следствие развитой образной речи взрослых, говорящих с ребенком. Плюс в этом проявляется уважение к личности. Мы любим объяснять.
Кстати, подсмотрела у подруги: уходя из дома, делать это явно, до этого подготовив ребенка. И в процессе объясняя: «Вот, я схожу туда-то и вернусь». С сыном я уходила тайком, пока другой взрослый отвлекал внимание. Когда сын обнаруживал мое отсутствие, рыдал навзрыд. С дочкой ухожу всегда явно, прощаясь и обнимаясь. Ей, конечно, грустно прощаться, но, проводив меня, она спокойно переключается на свои дела.
4. Задаем открытые вопросы.
Да-да, коллеги тренеры и коучи меня поймут. Именно открытые, например: «Как твои дела?» вместо «Все хорошо?» Почему? Есть шанс узнать, как дела - раз. Это ужасно интересно - два. Это освобождает от нездорового контроля - три. В смысле, когда сам за другого придумываешь вариант/ы.
5. Когда выбор времяпрепровождения или покупки касается всех, устраиваем семейный совет и принимаем решения вместе.
Ну и что, что разница в возрасте (41, 37, 12, 5 лет) - вопрос-то общий.
6. Оставляем выбор ребенку, когда дело касается его.
Конечно, если это не вопрос жизни или острой необходимости: тогда пункт 3. Например, старший сам решает, ехать ему с нами куда-то или нет. А младшая, например, сама выбирает, что ей одевать.
7. До 6 лет страхуем неявно и помогаем познакомиться. Общаемся с родителями друзей, приглашаем в гости.
8. Уважительно говорим о детях. И «за глаза» с другими людьми, друг с другом с мужем, и «в глаза» с детьми.
9. Когда ребенок заболевает, обнимаем и выслушиваем его. Во всяком случае, стараемся. Что его волнует, о чем печалится. А в стрессе мягко расширяем сознание (в том числе и свое): «Учительница - живой человек, она может быть не в настроении. У каждого есть свои чувства, не связанные с тобой. У тебя ведь тоже есть переживания, не связанные с учительницей».
10.Чувство благодарности и понимание, что дети – благословение жизни.
Любим детей, бесконечно восхищаемся ими. Смотрим, слушаем и поражаемся их многогранности.
Забавно, после первого ребенка мне казалось, что я знаю о детях все. После второго - осознала, что не знаю ничего. При одинаковых родителях, они совершенно разные. Удивительно, что дети приходят в "полной комплектации". Со своим собственным характером, своими интересами и талантами, вкусовыми предпочтениями и проч., и проч. Целый космос рядом с тобой. И этот космос еще и любит тебя, ни за что, сразу и целиком.
Безусловно, в нашей семье бывает всякое: и ссоры, и примирения. Но то, что я знаю точно - что на этих людей я могу положиться. И у них всегда есть, чему поучиться…