или туда, где дремлет Поезд-Призрак - кончина легендарной ВМБ "Ручьи"
*как обычно много букв, карт, схем, фотографий*
Люди удивительные существа, их умы вечно будоражит неизведанное и ушедшее, растворяющееся в далях, не замечая, что это уходящее - почти всегда у них под ногами, по соседству...
На дворе 34-39 год. Районный центр Кингисепп с населением 6,5 тыс. человек живёт преимущественно одноэтажных в деревянных домах с печным отоплением, без канализации, твердого покрытия улиц и водопровода, а всего в 70 километрах на взморье вырос новый город, выстроенный при Военно-морской базе по всем законам инженерной фортификации, с выложенными брусчаткой улицами и мощёными тротуарами, усаженными орешником, удобными 4-5 этажными каменными домами, оборудованными канализацией, водоснабжением и паровым отоплением, с магазинами, столовыми, школами и детскими садами, театром, гостиницей и рестораном, госпиталем, банно-прачечным комбинатом, фонтанами на плацу... ныне забытый даже местными жителями и окончательно сметенный временем и людьми.
Да и нас на него вынесло случайно. Катаясь в 2006 году в Кингисеппском районе, мы выскочили по грунтовке на асфальт в районе Ручьёв. К заливу вела многообещающая разветвляющаяся брусчатка,
по которой доехали до маяка с полуразрушенными и тогда ещё не огороженными заборами домиками и молами, а взяв левее, нашли замечательную стоянку за волнорезом.
Место нам глянулось и при случае мы вывезли туда в 2009 году в свадебное путешествие наших московских друзей, которые в тайне от родственников расписались в Москве и прикатили в Питер праздновать сие событие.
Мы им подготовили кучу сюрпризов (таких, как подписание мБрачного контракта, "семейный фотоальбом" собранный из карикатур В. Чижова и И. Непракты и личные подарки участникам: мешочек желудей и навигатор в виде клубка ниток и компаса, установленных на мраморной площадке). Разумеется, для фотосессии в Копорье были заготовлены и сшиты костюмы: для жениха великолепная белая рубаха и камуфлированные зонт-трость, пояс и шейный галстук, для невесты платье, чёрная жилетка связанная из грубой кожи с подтяжками на жемчужинках, букет невесты из орнитогалумов в основе из колючей проволоки, сумочка, с вложенными в неё раритетными изделиями №2 "Баковского" завода резино-технических изделий 1977 года выпуска… Столь подробное описание крайне важно, чтобы у вас возникло понимание, мы предусмотрели всё: закупили продукты, даже обеспечили их палаткой и спальниками…
забыли в тот раз лишь об одном. О питьевой воде.
С неё и началась, по настоящему, история наших открытий Объекта 200, точнее с её поисков, ибо вода в Лужской губе, надо понимать, достаточно солёная.
Разведывательная операция увенчалась успехом. Волнорез оказался забетонированной системой горизонтальных тоннелей, идущих перпендикулярно береговой линии.
По периметру тоннелей в лесу были найдены колодцы коллекторов,
сверху росли необычные для этих мест живописные папоротники, не покидало ощущение их культурной высадки - такими ровными рядами они стояли.
За второй снизу грунтовкой тоннели открывались в U-образный желоб из бетонных плит.
В 2009 году около моста в воде лежал баллон или что-то с ним сходное.
Справа по выложенным камешкам в бетонный желоб сливался ручеёк из прямоугольного пруда. Дальше бетонные оковы на речушке заканчивались, и она спокойно стекала с холма, в направлении от шоссе.
Поднявшись справа по крутому подъему, увидели белеющую сквозь деревья стену предположительно (как мы тогда решили) казарменного сооружения. Погуляв по развалинам, обнаружили много разрушенных строений, остатков фундаментов, стен, укреплений.
Как выяснилось позже, мы набрели на ВМБ Ручьи, она же "Объект 200", "Строительство-200", Комсомольск-на-Балтике, а в простонародье Кронштадт- 2.
Из постановления СТО № 37 "Об особых мероприятиях по Кронштадтской морской крепости": ...Приступить в 1934 г. к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе...
Кроме заключенных над созданием и обслуживанием базы в Ручьях трудились 1200 человек инженерно-технического персонала (вольнонаемных с семьями). Город тянулся от частично от Дубков, Ручьев до Вистино.
"Быстрыми темпами велось строительство военных объектов базы. С самого его начала на расстоянии нескольких километров с помощью металлических свай был укреплен берег, а затем вблизи него углубили акваторию будущей базы, Была построена железобетонная стенка с пирсами для стоянки кораблей. От Косколово на Ручьи была проведена железная дорога. Дальше от Ручьев она шла на Калище, Шлиссельбург и Ленинград. Но этот участок до начала войны достроить не успели, доведя его только до Колгомля. Одна из двух железнодорожных линий (нижняя) проходила по самому берегу Лужской губы и предназначалась для нужд строительства и самой базы. Другая (верхняя) шла в полукилометре выше и предназначалась для обслуживания возникающего города и близлежащих населенных пунктов. Вероятно, самым грандиозным сооружением строителей ВМБ "Ручьи" был сухой док, выкопанный, по словам А. Л. Федорова, почти вручную на месте Вистинского луга. Размеры котлована для этого дока составляли примерно полтора километра на 800 метров. Глубина его равнялась 12-ти метрам. Копали док в течение 5 лет. Рядом с доком находились судоремонтные мастерские " (Кингисепп. Книга памяти. 1995. 2. Война на Кингисеппском взморье. Тайна "Второго Кронштадта")
Но даже самые хорошие начинания умирают в результате изменившейся политической ситуации - присоединение в 1940 году прибалтийских республик превратило уже готовую к перебазированию ВМБ "Ручьи" во внутреннюю, моментально утратившую стратегический смысл, но до середины 41 года находившуюся в относительной безопасности. Военный совет флота предлагал, в случае сдачи Таллина, переместить корабли и флагманский командный пункт (ФКП) в Ручьи, однако командующий войсками Северо-Западного направления маршал К.Е.Ворошилов, в оперативном подчинении которого находился Балтфлот, выступил категорически против. Сейчас трудно сказать, был ли приказ оборонять Таллин "всеми силами!" стратегической ошибкой, но именно это стало причиной наложения запрета на идею перевода основных сил Балтийского флота во "Второй Кронштадт", со всеми вытекающими последствиями
"блокировки" флота в Кронштадте, кто знает, может и история блокады развернулась бы иначе...
Когда к 7 августа Таллин оказался отрезанным, от военного совета Балтфлота вновь поступило предложение использования Ручьёв, в качестве базы флота, еще можно было успеть наладить оборону Ленинграда на ближних подступах, но Ворошилов прислал приказ, в котором указывалось, что главными задачами флота являются "...охрана наших коммуникаций и нарушение противником коммуникаций в Рижском заливе, оборона островов в Финском заливе, а также минные постановки и поддержка фланга сухопутных армий".
"Отход кораблей из главной базы начался только после того, как на одном из докладов в Ставке И.В.Сталин удивленно обронил: "А что, флот еще в Таллине?" Трагедия Таллиннского перехода кораблей Балтийского флота в Кронштадт общеизвестна. Время было упущено, траления маршрута от мин сделать не успели, не оказалось воздушного прикрытия.
В результате флот потерял 16 боевых кораблей, а также 36 транспортов и вспомогательных судов. Это предопределило и трагедию Второго Кронштадта. Его оборону так и не смогли организовать, хотя это возможно было сделать при своевременном переводе ФКП, а также кораблей и частей сухопутных войск из Таллинна. Здесь можно было окончательно закрепиться, как это произошло тремя десятками километров восточнее, где был образован Ораниенбаумский плацдарм. Однако все произошло иначе.
Уже 21 августа советские войска оставили эти места. При отходе они взорвали все оборонительные объекты, позиции железнодорожной артиллерии и расположенный неподалеку аэродром "Липово". Это был самый западный из остававшихся аэродромов Балтфлота. Взлетевшие с него истребители могли достигать Таллинна и возвращаться обратно. Теперь они были передислоцированы под Ленинград. Поэтому уходящие из Таллинна корабли остались без прикрытия авиации.
Точных данных о том, кто отдал приказ об уничтожении ВМБ Ручьи нет. Однако логично предположить, что решение о ее ликвидации было принято на самом высшем уровне.
Известно, что в это время военное командование не надеялось удержать даже Кронштадт и Ленинград. Проводилась разработка плана по уничтожению всех без исключения кораблей и судов в случае, если Ленинград будет советскими войсками оставлен. 6 сентября заместитель наркома ВМФ адмирал И.С.Исаков подписал соответствующие документы. Рассказывая об этих событиях, командующий Балтфлотом адмирал В.Ф.Трибуц вспоминал: "Меня пригласил к себе Жданов. В Смольном мне вручили телеграмму, подписанную Сталиным, Шапошниковым и Кузнецовым. Это был приказ подготовить все необходимое, чтобы в случае прорыва противником обороны Ленинграда уничтожить боевые и транспортные корабли, оборонные объекты флота, ценности, запасы оружия, боеприпасов и т.д. Я прочитал это страшное решение несколько раз и не поверил своим глазам. А.А.Жданов спросил, все ли мне ясно. Я ответил, что все".
Комсомольск-на-Балтике взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа на территории "Строительства-200" вспыхнул большой пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка." Источник
На сайте фортоведов, помимо документации и схем строительства акватории базирования удалось откопать две любопытные легенды, первая о тоннелях для бронепоездов, в одном из которых до сих пор стоит заваленным поезд. Легенда подтверждается информацией о магистральной железной дороге из самой Вологды через Тихвин
и множестве узкоколеек. По некоторым из них мы проехали в 2013 году.
Схема взята из "книги В.Аристова " От "Второго Кронштадта" к "Второму Роттердаму", 2010 г, тир.1000 экз. Схема, скорее всего, выполнена Юрием Сысоевым - по стилю схожа с его рисунком , приведенном в книге. В книге (стр.81) сказано, что "Большую морскую перемычку" гавани № 1 уничтожили торпедами 12 сентября 1941 года ЭМЭМ "Грозящий" и "Сметливый". По другой версии, также приведенной в книге, - воспоминание местного жителя - вода сама через некоторое время затопила котлован. На дне остались ж/д пути, вагонетки и, возможно, паровоз - в книге приведены снимки дна, сделанные гидролокатором."
Ещё один тоннель, предположительно под молом, к которому закрыт ныне доступ. Мы его не нашли.
Положив впечатления об увиденном на карту из книги В.Аристова, стало понятно, что мы гуляли по резервной дизельной станции и складам цистерн жидкого топлива, сразу родилось предположение о назначении тоннелей в волноломе, по которым до сих пор можно ходить в полный рост. Вероятно, по ним планировалось осуществлять скрытную загрузку лодок, глубины этого места, как раз "лодочные".
В одну из поездок 2012 года на месте стоянки у волнолома мы обнаружили ржавый башмак от легкого рельса, что не оставляло сомнений в прохождении легких рельсов вдоль залива у сухого дока.
Места прокладки железных дорог до сих пор угадываются по вторичным признакам: прямые просеки, читаемые даже во вторичном лесу (и хорошо видные на спутниковых картах), некоторые тянутся вдоль грунтовок ( в пятидесяти - семидесяти метрах),
насыпи,
оборудованные канавами для отвода воды,
места возможных переездов засажены шиповником и яблонями, как это часто бывает у домиков со шлагбаумами. Насыпей много, они сходятся и расходятся, образуя ветки, в сторону бывшего аэродрома гидроавиации (Копанского озера) и далее, считается, что местонахождение тоннелей наиболее вероятно в районе Лебяжьего.
"Местная легенда говорит, что при отходе войск с базы набили всяким добром три эшелона. Два из них прибыли в Ораниенбаум, третий с базы ушел, но никуда не пришел. Якобы под горой, где в Логах стоит маяк, был железнодорожный тоннель. Поезд в него вошел, но не вышел - выход оказался взорванным. Задним ходом состав тоже не мог вернуться - взорвали и вход. И стоит, мол, до сих пор под горой в тоннеле мертвый состав с мертвым машинистом...". Эта часть легенды вызывает большие вопросы, мы проехали по предположительной нижней узкоколейной дороге, в том числе в районе нижних Лог, места там сырые и болотистые, не смотря на укрепление насыпи, вероятность наличия тоннеля минимальна. Хотя, если принять во внимание грандиозность строительства и разветвленную сеть железных дорог, окончательно ставить точку на возможном тоннеле в Логах нельзя.
Вторая повествует о затопленной Авроре: "еще до начала работ по воссозданию базы буксиры притащили сюда большой массивный корпус старого корабля. Как оказалось, это был первоначальный корпус легендарной "Авроры" закладки 1897г.. Согласно постановлению Совмина СССР, знаменитый крейсер, считавшийся в течение нескольких десятилетий кораблем номер 1 советских ВМФ, в августе 1984г. был поставлен на капитальный ремонт. К 70-летию Октября ремонт был закончен. В результате чего появилась совершенно новая "Аврора", и остался ее старый корпус. Новодел-муляж занял традиционное место стоянки в Большой Невке. А настоящий исторический корабль, вернее, основную его часть - корпус - утащили подальше с глаз долой.
Простояв с год у ручьевских берегов, родной корпус крейсера был затоплен возле строящегося пирса. Его решили использовать как защитную стенку от волн, для чего он должен был быть заполнен бетонными плитами. Но и это дело не довели до конца."
Правдивость этой легенды вызывает большие сомнения, никаких документальных подтверждений, кроме упоминаний "со слов" я не нашла. Поверить, что кто-то организовал недешёвую операцию по перетаскиванию старого корпуса столько далеко от места ремонта, только, чтобы убрать "с глаз долой" затруднительно, особенно памятуя о том, что происходило тогда в стране. Кроме того, фактическим очевидцем распила "Варьки на булавки" в пределах города был мой муж, в силу возраста активно интересовавшийся "Корабельным ломом" в Угольной Гавани Ленморпорта (месте утилизации на металлолом большинства выведенных из состава флота кораблей и судов Балтийского бассейна).
На этом "Корабельном ломе" в разные годы нашли своё последнее пристанище линкор "Октябрьская революция", крейсер "Киров", а также последние трофейные лодки с двигателями Вальтера.
Замечу, что наблюдаемый на протяжении семи лет Кронштадт 2 активно разрушается, как естественным путём, так и благодаря строительству Усть-Лужского грузового порта, логично использующим доставшееся наследство. Это в прямом смысле уходящий объект. Особенно потрясает масштаб перестройки и скорость возведения Объекта 200, если сравнить современный рельеф местности, уже с большими утратами, с фрагментом из карты губернии 1863 года
В 2016 показывая развалины дочери, прогулялись по водоводу и обнаружили значительные разрушения бетонного туннеля со смещениями внутренних водоводов (те, что идут до моста).
Так что при посещении будьте осторожны, хотя места обвалов кем-то огорожены белой ниткой, но майский папоротник уже вымахал до плечей и скоро ограничители укроет зелень.
Активное разрастание Усть-Лужского порта неизбежно уничтожает следы Объекта-200. Мост, где водовод выходит наружу в сохранности.
Но дальше нас ожидал сюрприз: забетонированный ручей в месте подъёма на гору, где я почти десять лет назад обнаружила остатки казармы (как мы её для себя определили) пересекала просека с вырубкой.
Вид налево, в сторону Вистино.
Вид направо, в сторону Дубков.
А так в 2016 выглядел бетонный U-образный желоб, раскрывающийся в плоские плиты.
Мы решили, что вероятнее всего скоро здесь будет проходить ЛЭП или дорога, а судя по большому количеству отметок деревьев в лесу около казармы и среди других разрушенных построек, масштаб вырубки вторичного леса и "зачистки" территории будет только разрастаться и скроет последние следы ВМБ Ручьи. Но пока ещё стояла фронтальная стена казармы, а слева от неё по над ручьем военный геодезический знак.
В этом году вырубка вторички достигла колоссальных размеров, обнажив рельеф, подтвердивший все наши догадки, относительно серьезных инженерных работ по осушению и подкреплению береговых уступов.
На месте казарменной стены и плаца с остатками фонтана раскинулись времяник дорожников.
Над ручьем с плитами нависает будущий мост.
Усть-Лужский порт активно наступает, осваивая уже однажды благоустроенные территории, что объяснимо - в этих местах Финский залив предлагает единственно подходящие для захода крупнотоннажников глубины.
А где-то здесь был дикий сад, где я собирала антоновские яблоки и лещину...
Но всего этого уже нет.
Вынуждена констатировать, что наблюдаемый с 2006 года "Объект 200", он же ВМБ Ручьи, он же "Кронштадт 2", он же Комсомольск на Балтике - окончательно приказал "долго жить"...
Ваша Лиса)
Координаты некоторых точек Объекта- 200
2006-2018 #ЛИСточки #Лисьитропы