Каждая эпоха оставляет нам нечто такое, при взгляде на которое хочется этак печально вздохнуть, пригорюниться и даже (я не побоюсь этого слова) - затосковать и заностальгировать. Есть, есть такие удивительные штуки и явления - они больше уже никогда потому что.
О, да! Шикарные свидетельства эпохи развитого социализма - многотонные мозаичные панно, которыми украшались тогда многие промышленные, общественные и культурно-просветительские учреждения.
Мода на подобные формы возникла ещё в начале 1960-х годов, а с годами только крепла и процветала, становясь, по сути, догматичной. Панно, как правило, были двух видов - революционно-исторические и научно-футуристические.
На первых изображались красно-будёновские комсомольцы (стремительно-стройные и оголтелые); Ленин в развевающемся пальто на фоне пролетариата; работницы с могучими винтовками на фоне архаичных пром-сооружений, вроде дымящихся фабрик из красного кирпича.
На вторых - суровые НИИ-шники покоряли пространство & время и несли всё это в массы; космонавты летели в межзвёздном пространстве - иной раз даже и без ракеты, а какая-нибудь большая женщина с грудями и суровым лицом держала на ладони модель атома.
Всю эту красоту оплетала перфолента, а на над головами творцов и ловцов значилась какая-нибудь цитата из Брежнева. Были и некие переходные формы - из жизни обычных людей, не связанных ни с героикой Прошлого, ни с построением Грядущего.
Так, на брандмауэрах домов часто помещались панно с изображением счастливых советских граждан, размахивающих флажками. Как правило, женщины там были блондинками образца «заматеревшая Брижит Бардо», а мужчины - какими-то недоделанными красавцами, когда хотелось соорудить Дина Рида (что ли), а получился Кэн (друг Барби).
Иной раз, конечно, бывали и другие типажи, например, женщина в национальном костюме той или иной республики. Но непременно с бюстом и такими мощными ногами-руками почему-то. И казалась незыблемой Советская Власть, потому что эти панно создавали надолго, почти навечно.
Вот Совдепа уже много-много лет, как нет, а блондинки с панно всё машут и машут флажками под цифрами 1977 или 1979 - год ввода в строй того или иного массива... И они-то видят Будущее, которого у нас нет. И верят-верят в него.
Ещё подобные панно часто украшали спортивные сооружения - там были те же девы с большими ногами, мужчины с широкими улыбками и много-много радостной динамики. Во всех этих панно ощущалось что-то такое ефремовское, этакая «эстетика будущих тысячелетий».
Теми панно невозможно было украсить что-нибудь старинное или под старину - только дома науки из стекла и бетона и такие же удивительные бассейны. Монументальность вышеназванных форм изумляла и ещё больше изумляет сейчас.
Ибо тогда это был жизненный фон, который мало кто замечал. Более того, подобные эстетические нормы казались безликими, плоскими, никакими. Зато сейчас все эти кибернетические феи и суперменистые комсомольцы смотрятся, как памятник ...упущенным возможностям.
Причём, по этим панно можно проследить, как Великий Могучий Советский Союз 1960-х неуклонно скатывался к Совку, с коим так легко распрощались в 1991-м. Панно 1960-х делались от души и атом несли от ощущения счастья и силы.
А уже потом все эти кандидаты в доктора, поменявшие понедельники на субботы, как-то вяло радовались и безо всякого энтузиазма толкали индустрию в Светлое-Ефремовское-Будущее. Сказали - ну, мы и толкаем. Но лучше бы нам дали колбасы и подписку на Жапризо хотя бы.
Потому что оно - Грядущее - оказалось утопией. Посему уже незачем стало начинать понедельник - в субботу и мечтать о яблонях на Марсе. Все уже поняли, что яблони в Перхушково или в Жаворонках, на 6-ти сотках гораздо приятнее. А Марс - он конфета, типа Сникерса.
Зина Корзина (с)