Достигнуть полного взаимопонимания с дизайнером во время работы над проектом порой сложнее, чем найти удачный визуальный образ. Запоминающиеся идеи и фирменный стиль рождаются не только благодаря блестящим дизайнерским находкам, но и долгим спорам с заказчиком. Мы спросили у наших коллег, как это происходит.
Ирина Мелютина,
управляющий партнер брендингого
и диджитал-агентства nOne.ru
Нечеткое техническое задание — вот краеугольный камень недопонимания между заказчиками и дизайнерами. Часто клиенты просто сами не знают, чего хотят, поэтому много времени и сил тратится не на дизайн, а на выяснение задач и пожеланий.
У нас был клиент, довольно известная в России еще с советских времен косметическая компания. Позже мы выяснили, что люди там работают и принимают решение тоже с весьма советским пониманием дизайна. Мы должны были разработать презентацию для новой косметической премиум-линии этой компании. Премиумом, в случае наших заказчиков, была парфюмерия и косметика стоимостью 400-500 рублей. Продукты эти надо было красиво преподнести, подобрать линии визуальный ряд.
«
Премиумом, в случае наших заказчиков, была парфюмерия и косметика стоимостью 400-500 рублей.
»
И вот мы стали находить подходящие образы. Сначала у наших девушек на картинках, по мнению заказчика, было что-то не так с волосами, потом с губами и далее по списку. Модели казались то слишком «фешн», то чересчур простыми. Для презентации одеколона мы предложили образ солидного джентельмена в костюме, такой универсальный вариант, который, тем не менее, отвергли: нужен был «более среднестатистический сорокалетний мужик».
«
Сначала у наших девушек на картинках, по мнению заказчика, было что-то не так с волосами, потом с губами... Модели казались то слишком «фешн», то чересчур простыми.
»
В итоге, от человеческого образа отказались вовсе, и к нашему сожалению выбрали изображение одной из московских улиц. Для нашего бюро подобные презентации — работа довольно простая, занимающая 3-4 дня, но в данном случае мы потратили около трех месяцев. Переубедить этих ребят с помощью каких-то маркетинговых правил не получалось, они были убеждены, что лучше знают, как преподнести свой продукт. Конечно, презентацию в итоге мы сделали, но вряд ли поместим ее в свое портфолио.
«
Очень важно понять, что мы делаем дизайн не для заказчика, а для клиентов заказчика, целевой аудитории его продуктов или услуг. Непонимание этого нюанса со стороны клиента – тоже важная проблема.
»
Заключение: я советую заказчикам писать техническое задание максимально подробно, а дизайн студиям предоставлять в свою очередь подробный бриф для клиента. После того как устные переговоры материализуются в бриф, его обязательно нужно отправить заказчику на утверждение и подпись. Только после этого нужно приступать к разработке дизайна. Регламентировать некоторые вещи просто невозможно, но с другой стороны, бриф все-таки облегчит задачу обеим сторонам.
Евгений Чарский,
основатель и директор
«Студии Чарского»
Заказчик не может остановиться на одном варианте … и выбирает сразу несколько решений, некоторые из которых могут оказаться непредсказуемыми.
Наша студия должна была разработать фирменный стиль для выставки «Дизайн и реклама», крупнейшего ежегодного события в российской рекламной индустрии. В задании было четко прописано о необходимости нового видения визуальной части: нужно было найти свежие язык, стиль, графические решения.
На первом этапе мы предложили несколько интересных вариантов и отправили на выбор. Клиент утвердил макет с пропеллером, после чего мы стали дорабатывать полный комплект визуализации. Идея была в том, что лопасти пропеллера — это и есть «Дизайн» и «Реклама», которые раскручивают бизнес.
Через некоторое время заказчик неожиданно вернулся к прежнему стилю имиджей и, таким образом, проект обрел две презентации, которые параллельно были размещены в СМИ. Но самое интересное, что заказчик остался доволен.
Вторая история была связна с разработкой упаковки и фирменного стиля для компании «Главпатрон», производителя охотничьих и спортивных патронов для ненарезного оружия в России. После первоначального ТЗ, в котором речь шла об одном варианте, клиент решил выбрать несколько и создать целую линейку упаковки. Так мы отошли от первоначального задания и стали формировать новое в процессе работы. В итоге необходимо было разработать три варианта.
«
Мы решаем практически в шутку разместить на упаковке вариант с совокупляющимися зайцами. И неожиданно заказчик его согласовывает.
»
Мы довольно быстро утвердили первые два, но с третьим дело как-то совершенно не заладилось. Мы недостаточно хорошо разбирались в охотничьих нюансах, а заказчик, соответственно, в дизайне. Отчаявшись, мы решаем практически в шутку разместить на упаковке вариант с совокупляющимися зайцами. И неожиданно заказчик его согласовал.
Заключение: иногда полезно уйти в сторону от технического задания, расслабиться и сделать то, что нравится.
Альберт Федченко,
основатель агентства LaFedja
«
Некоторые заказчики изо всех сил хотят быть дизайнерами.
»
Наше агентство разрабатывало для одного заказчика сайт. И вот уже после окончания работы над проектом, клиент покупает себе какую-то умную книгу по продвижению сайта. После этого, видимо, в процессе чтения, он начинает вносить правки: исправления появляются каждый день и соответствуют прочитанным главам. Дизайн меняется чудовищно, но клиент идет до конца.
В итоге, посмотрев на результат, который противоречил любому здравому смыслу, заказчик возвращается к нашему, оригинальному варианту и остается им очень доволен, он просто в восторге: было с чем сравнивать.
«
Нет ничего плохого в том, что заказчики хотят учувствовать в творческом процессе. В итоге все равно победит грамотный дизайн и здравый смысл.
»
Заключение: нет ничего плохого в том, что заказчики хотят участвовать в творческом процессе. В итоге все равно победит грамотный дизайн и здравый смысл. Плохих клиентов не бывает: есть только всепобеждающие терпение и профессионализм.