Найти тему
Мурманский вестник

Одна на всех... В Норвегии не забывают о трагических страницах Второй мировой

Оглавление

На прошлой неделе норвежский Вардё принимал гостей из разных уголков Русского Севера. Поводом тому стал Поморский фестиваль. Пять дней к ряду на улицах этого небольшого норвежского городка можно было услышать «великий и могучий», причем, не только в административном центре коммуны, но и в окрестных селениях Хамнинберг и Киберг.

Их ждал огонь смертельный

Однако начался праздник отнюдь не с веселья. Его предваряла церемония открытия памятника на берегу Персфьорда. Обелиск установлен по инициативе фонда ветеранов и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит» на холме Сеглколлен неподалеку от пещеры. В том гроте 28 июля 1943 года во время немецкой операции «Солнечная полночь», не сдавшись в плен, героически погибли, проходившие подготовку в советском тылу, обрусевший норвежец, уроженец Цып-Наволока, радист Коре Ойен, а также партизаны Северного королевства Хокон Халвари и Оскар Йохансен.

Об их подвиге собравшимся рассказал учитель и краевед Стейнар Брок Йенсен.

- Хокон Халвари был братом моей бабушки, - пояснил он. - Группа занималась разведкой на полуострове Варангер. Передавала важные сведения советской стороне о том, что происходит на оккупированной территории, в том числе и о немецких транспортах, которые шли по Баренцеву морю вдоль побережья в Киркенес. Летом 1943-го враги устроили облаву. Партизанам сначала удалось ускользнуть от противника. Они решили спрятаться в пещере, которая использовалась другой разведгруппой. Когда пришли туда, то никого в ней не застали. Они не знали, что укрытие уже рассекречено. В итоге оно стало для них западней. Немцы, подойдя к гроту, принялись его обстреливать. Завязался бой. Попытки закидать убежище гранатами ни к чему не привели. Вход был занавешен тряпицей. Попадая в нее, гранаты падали и взрывались, не залетая внутрь. Тогда оккупанты, не оставив оборонявшимся никаких шансов на жизнь, применили огнеметы.

-У наших стран общая история, - подчеркнул мэр Варде Роберт Йенсен. - Издревле поморы вели торговлю с жителями Северной Норвегии. А во время Второй мировой наши партизаны помогали Красной армии в борьбе с общим врагом - немецким фашизмом. Недаром Киберг, откуда началось партизанское движение, получил второе название - Малая Москва.

- Россия и Норвегия вместе пережили самую страшную войну на планете, - отметил член совета фонда «Щит», директор по общим вопросам Мурманского торгового порта Владимир Хованский. - Многие норвежские партизаны проходили подготовку на Кольской земле, а затем участвовали в разведывательных операциях на полуострове Варангер. Своими донесениями они помогали, в том числе, английским и американским конвоям, которые морским путем доставляли по ленд-лизу танки, самолеты и другую технику в Мурманск.

На открытие памятника приехали братья Дмитрий и Михаил Ершовы. Их дед Алексей Ершов разрабатывал и сам участвовал в разведывательных операциях.

- Впервые группа, в составе которой был и он, высадилась на побережье полуострова Варангер в сентябре 1941 года, - поведал Дмитрий. - С этого момента берет свое начало партизанское движение в Финнмарке. Тот осенний рейд имел большое значение для планирования и организации дальнейших вылазок. Сейчас любуясь красотами Северной Норвегии, сложно представить, как они могли действовать в бескрайней тундре, среди скал, где все просматривается и простреливается, выполнять сложнейшие задания советского командования. Обелиск - это знак памяти и признания их мужества и героизма. Погибшие в июле 1943-го заплатили дорогую цену ради того, чтобы жили другие.

Затем епископы Норд-Хологоланда Олаф Ейгард, а также Плесецкий и Каргопольский Александр (Зайцев) отслужили по погибшим молебен, а затем сдернули со стелы красное полотно. После этого участники церемонии возложили цветы и венки к ее подножию. Прозвучала и музыка. Мелодию песни «Прощайте скалистые горы» совместно исполнили ансамбль, руководимый потомком норвежских партизан Якобом Миккельсеном, и молодые архангелогородские музыканты.

-2

И на торжок, и на концерт

Со среды по воскресенье в Вардё проходили киносеансы, выставки, концерты, дружеские встречи. Наши национальные мелодии можно было услышать повсюду. Причем их очень любят исполнять норвежские музыканты. Ну а гурманы смогли продегустировать в палатке-кафе поморские блюда. Однако еще до этого многие узнали, что такое вкус сушеной трески. Ей норвежцы нередко угощают гостей при встрече.

Важное место общения - ярмарка. На прилавках у русских и норвежских торговцев коврики из валяной шерсти с изображениями оленей и северного сияния, вязаная одежда - свитера, кофты, варежки, шапочки, а также мед, поморские козули, плетеные из бересты туески и другие сувениры. Торжок довольно бойкий, правда, во второй день фестиваля его все же пришлось свернуть из-за проливного дождя. Впрочем, некоторые продавцы не стали убирать разложенный товар. Они попросту накрыли его полиэтиленовой пленкой, а сами ушли. В нашей стране такое трудно представить.

Для гостей здесь постоянно устраиваются экскурсии, благо, достопримечательностей немало. Есть даже музей «Жертв охоты на ведьм». Он расположен на берегу моря, в том месте, где в 16-17 веках сжигали обвиненных в сговоре с темными силами. Того, кто интересуется историей, ждет древняя крепость Вардехус. Вот уже более семисот лет она возвышается над островом. Ее многократно перестраивали, последний раз - в 1734 - 1738 годах, после чего сооружение обрело форму восьмиконечной звезды. Крепость возвели в начале ХIV века на всякий случай для защиты здешних земель от новгородцев. Но участвовать в военных конфликтах ей не довелось. Поэтому она долгое время служила тюрьмой.

Когда Норвегию оккупировала гитлеровская Германия, Вардёхус не стал преградой для врага. Однако, после того как цитадель была взята, ее комендант отказался спускать норвежский государственный флаг. Трижды немцы делали это за него, и столько же Рональд Рюннинг возвращал знамя на прежнее место. И так продолжалось с июня по ноябрь 1940 года. Проблему фашисты решили радикально. Они арестовали строптивца. Ему пришлось пройти через концлагеря. В 1944-м он был освобожден.

Об этом не говорят на уроках

По традиции фестиваль завершился Поморским маршем. Принять в нем участие смогли все желающие. Гости посетили музей партизанской славы в Киберге, а затем прогулялись по окрестностям селения, которое во время Второй мировой войны являлось важным немецким укрепрайоном. В прибрежных скалах до сих пор можно найти остатки береговых артиллерийских батарей, которые оберегали подступы к порту Вардё, и других оборонительных сооружений. Снаряды мощных дальнобойных орудий порой долетали до полуострова Рыбачий.

- Мы помним тех, кто отстаивал независимость Норвегии и поэтому каждый год устраиваем Поморский марш, ведь наши народы вместе боролись с фашизмом. Но, к сожалению, в официальной истории нашей страны пока не находится места для этой трагической страницы, - посетовал Стейнар Брок Йенсен. - Детям не говорят о ней на уроках в школе.

Участникам марша предлагались на выбор два маршрута протяженностью 5 и 10 километров. Гости из России вместе с норвежскими друзьями прошли по пролегавшим через сопки фронтовым дорогам. Увидев вырубленные в скалах укрепления, начинаешь понимать, как основательно немцы готовились к войне с Советским Союзом. У них даже имелась огромная пушка «Аврора». Она стреляла в небо световым зарядом, из-за чего ночью становилось светло, как днем.

На обратном пути в Мурманск удалось заглянуть на мыс Лангбунес. Он расположен между селениями Крамвик и Комагвэр. В этом месте в летнем рыбацком домике, дожидаясь торпедного катера, укрывалась первая норвежско-советская разведгруппа под командованием Георгия Кудрявцева. Морской охотник должен был забрать их после выполненного задания и доставить в Полярное. Однако гитлеровцы уже рыскали, прочесывая местность. 20 октября 1941 года у хижины завязался бой, во время которого погибли сам Кудрявцев, а также радист Геннадий Сметанин и партизан Гуннар Берг. Тогда командование на себя взял Алексей Ершов. Заняв оборону, остальным членам отряда удалось продержаться до ночи. В темноте, оставшиеся в живых ползком покинули пристанище. Во время отлива по плечи в ледяной воде они прошли сначала вдоль берега, а затем по руслу реки поднялись в горы, где укрылись в одной из пещер. Теперь на Лангбунесе установлен обелиск с именами павших.

- Мемуары деда называются «Норвегия - страна моих побратимов», - отметил внук Алексея Ершова Михаил. - Признаться, как и все, кому довелось пережить войну, он не любил вспоминать о тех трагических днях, когда погибали его товарищи. Однако поддался уговорам и труд для потомков все же оставил. Приезжаю сюда уже второй раз. Не скажу, что мне довелось много общаться с норвежцами. Но тех, с кем удалось познакомится ближе, действительно можно назвать братьями.