Шамбери, Франция. Аэропорт с короткой, в пару километров, полосой, приютившийся на берегу озера, окруженный Альпами. Как и Инсбрук, Шамбери относится к аэропортам, требующих специального допуска пилотов.
Красивейшее место!
Прилетев туда в субботу, 21-го декабря 2012-го года, мы обнаружили, что вылететь обратно с данной коммерческой загрузкой у нас не получится. Самолет тяжелый - 160 пассажиров, много багажа (сумки, лыжи), и топливо до Москвы. При том попутном ветре, что начал задувать на полосе, взлетная масса оказалось "неувозимой", то есть, превышала ограничение.
Ситуация выглядела курьезной и даже в чем-то глупой. Попутный для взлета ветер был вроде бы не такой уж и сильный (сначала был 5-6 узлов, затем усилился до "взрослых" 11-14, но к вечеру снова стих до 5-7), такой даже не очень-то и ощущается - так, дуновения, однако, в условиях Шамбери каждый узел попутного ветра съедал 500 "с хвостиком" килограмм взлетного веса - при взлете на север. Взлет в другом направлении (с ВПП 18) мы даже не рассматривали - там по расчетам предельная масса значительно меньше даже со встречным ветром (в той стороне горы ближе и выше).
Мда.
Что ж, даем команду пассажиров пока не сажать, связываемся с ЦУП'ом* авиакомпании, обсуждаем варианты. Один из них, например - слить часть уже заправленного топлива для уменьшения взлетного веса и вылететь с промежуточной посадкой где-нибудь по пути. Но этот вариант не проходит, так как слив топлива, как выяснилось, в аэропорту не производится. Другие варианты тоже откидываются по разным причинам.
*Центр управления полетами
Пассажиры томятся в вокзале, мы кукуем в самолете. Ждем следующий рейс нашей авиакомпании - он должен прилететь через пару часов. Мы знаем, что летит другая восьмисотка*, и ее отличие от нашей в том, что двигатели имеют бОльшую тягу - 27 тыс фунтов на каждый двигатель, в отличие от 26-ти, что мы имеем на этом самолете(борт VP-BKV - герой рассказа).
*Боинг 737-800
Теоретически, прибывший борт может увезти на несколько тонн больше, чем мы - так показывают расчеты, у нас имеющиеся. Если они не будут так же "битком", надеемся, что заберут часть наших пассажиров и, возможно, став полегче, мы тоже сможем улететь.
А самолеты взлетают. Один за другим отправляются в моросящее шамберийское небо после короткого разбега. Очень неудобная и двусмысленная ситуация - нашим пассажирам, лицезреют взлеты других самолетов ведь невдомек, что те-то летают по Европе, им лететь недалеко, они значительно легче нашего.
Ветер усиливается до 14-ти узлов. Хех, с таким попутняком и борт с более мощными двигателями отсюда не вылетит. Становится все интереснее!
Время начинает поджимать, рассматриваем варианты с размещением в гостинице - аэропорт по ночам не работает. Сообщаем об этой возможности в ЦУП компании.
Прилетают коллеги на VP-BND. Ветер стих - сейчас 6-7 узлов попутного. Нам он не подходит, с надеждой идем к ним, узнать, могут ли парни забрать часть наших пассажиров. Увы, удача снова была не на нашей стороне. Их загрузка была неполной, она была как раз такой, чтобы взять всего-то 500 кг сверху. Одну семью с багажом все-таки взяли и улетели. От этого нам не стало легче в прямом и переносном смыслах.
После короткого разбега зеленый лайнер устремляется в небо... Понимаем, как это выглядит для наших пассажиров, находящихся в зоне вылета: стоит их самолет, им рассказывают, что "из-за ветра экипаж не может принять решение на вылет", а тут прилетает точно такой же, немного стоит и прекрасно взлетает...
Время идет, ветер дует. С большой степенью вероятности заночуем в Шамбери...
Увы. Таковы правила. Поверьте, мы бы с удовольствием улетели и, конечно же, с огромной долей вероятности взлетели бы при таком ветре, но!... Расчет предельно допустимого взлетного веса учитывает вариант с отказом двигателя и продолжение взлета. Вес должен обеспечивать возможность безопасно преодолеть все препятствия - именно они и являются камнем преткновения сегодня. Очень высокие камни впереди. Скалы!
Кроме того, согласно правилам, расчеты весьма консервативно - попутный ветер они учитывают с коэффициентом 1.5 к его вредному влиянию. Двигатели отказывают редко... очень редко... Очень соблазнительно закрыть глаза на правила и нарушить по старой доброй традиции. Победителей не осудят, а вот от каверзных вопросов со стороны авиакомпании нам уже не отвертеться - как так получилось, что вы не смогли вылететь? Все ли предусмотрели?.. Все ли учли?..
Кто-то обязательно покрутит пальцем у виска и посмеется над нашей педантичностью. Мол, заложники своего ума, будь мы на вашем месте - давно бы взлетели и не парились. Самим было бы проще и пассажирам тоже.
Однако, мы отметаем идею закрыть глаза на правила. Их надо соблюдать, ведь я - инструктор и экзаменатор - сам пропагандирую политику соблюдения правил. Проводя командирские курсы, я учу будущих капитанов быть "безопасными", уметь противостоять давлению, уверяю их, что "компания стремится работь по правилам и в этом наш огромный плюс". И это действительно огромный плюс для пилота - работать в компании, правила соблюдающей. Будет неправильным самому их нарушить, поддавшись "соблазну". После этого я потеряю моральное право преподавать и учить других соблюдать правила, не нарушать, даже если очень соблазнительно.
...Приходит наземный работник. Говорит, что с пассажирами нашими проблема - они не хотят выходить в вокзал из тесной зоны вылета и мешают отправлению/прибытию пассажиров других рейсов. Спрашивает, не мог бы кто из экипажа прийти для переговоров с ними?
Для нас сам факт нахождения пассажиров в зоне вылета становится неожиданностью - мы были уверены, что они находятся в аэровокзале. Прекрасно представляю, какая атмосфера сейчас там, недалеко и до международного конфликта. Сразу соглашаюсь, вместе с моим коллегой и другом, Станиславом, мы едем через усилившийся дождь на электрокаре к нашим пассажирам.
Заходим в здание... Мда, тут и вправду тесно, а пассажиров действительно очень много Шумят, волнуются. Жандармы уже подтянулись... Не затягивая, беру услужливо поданный микрофон в руки и вперед, за работу. Да, это тоже наша работа - работать с людьми в кризисных ситуациях, и, поверьте, управлять самолетом куда легче. Командирам иногда приходится это делать - лично выходить к пассажирам в самолет или в вокзал, иначе будет только хуже - ситуация может выйти из-под контроля, и тогда полный алес!
Представьте себе состояние пассажиров, видевших, что "все летают, а наш самолет - нет", уже изрядно проредивших запасы алкоголя из дьюти-фри. Представили? Попробуйте понять степень нагрузки на человека в форме пилота, "который не хочет лететь, когда все летают", вышедшего перед толпой с микрофон.
Это было очень большим испытанием, очень большой нагрузкой. Мне пришлось провести там полтора часа, если не больше, то объявляя информацию по громкой связи, то общаясь с пассажирами лично, отвечая на вопросы, претензии, жалобы, упреки и даже "наезды". Как обычно и бывает, большинство людей оказались адекватными, но нашлись несколько, своим поведением (кто-то истерил, кто-то перепил), заводившим остальных. Две девушки в форме полицейских, стоящие рядом со мной, уверенности большой не вселяли.
Пассажиры очень боялись, что их "кинут" в вокзале и не разместят. "Вы же знаете французов, они такие ленивые, не будет никаких автобусов!!!". И "кто заплатит за гостиницу???" Конечно же, были те, у которых пропали стыковки... Объясняю, что никто никого "кидать" не собирается, иначе компании не поздоровится. Про стыковки объясняю, что если дальнейший рейс на S7, то страшного нет ничего. Однако, выяснилось, что некоторые должны были улетать аж из Шереметьево, причем в те города, куда и мы летаем. Объясняю, что в этом случае им придется писать претензию к нашей авиакомпании и, видимо, решать вопрос в судебном (увы), порядке о возмещении ущерба в связи с потерей стыковки. Тут я не специалист, о чем тоже сообщаю.
Поток вопросов не прекращается. Стою под прицелом не одного десятка фотоаппаратов и видеокамер. Чувствую, что иду уже по третьему кругу. Русскоговорящая девушка - работница аэропорта, как я понял, уже начинает срываться (она там была с самого начала, представляю, что ей пришлось выдержать!) и предлагает после того, как это "все закончится, выпить водки", на что ей напоминаю, что с радостью бы, но мы пьем только квас.
Почитать историю об одной прохиндейке-журналистке:
"Очередной раз про горе-журналажниц"
Много переговоров со старшим менеджером аэропорта, милейшей строгой женщиной, которой тоже пришлось принять участие в решении ситуации. Еще раз уточняю у нее, что отели найдены и с автобусами проблем не будет.
Уже давно стало темно, улучшений ждать бессмысленно. Принимаю окончательное решение - сегодня не лететь, всем ехать в гостиницы. Теперь надо сообщить о решении в ЦУП... но не могу найти телефон с корпоративной симкой. Приходится моему товарищу срочно ехать на самолет, а я продолжаю общаться с пассажирами. В двадцатый раз отвечаю на одни и те же вопросы, чувствую, что начинаю постепенно сходить с ума, но приходится сдерживаться. Возвращается Станислав - телефон найден. Звонок в ЦУП, решение принято. Скоро мы поедем в гостиницы, о чем сообщаю пассажирам по громкой связи. Русская девушка делает информацию (видимо, не впервые за день) о том, что всем нужно пройти в терминал.
Народ начинает выходить, и тут у одной женщины случается истерика: "Люди, ну куда вы идете, вас обманывают, оставайтесь здесь, не будет никаких автобусов" и в том же духе. Снова толпа начинает заводиться, один из дядек срывается и очень по-хамски пытается со мной говорить. Даже не говорить - кричит, что я всех обманываю, что нет никаких автобусов, никаких гостиниц. Я спрашиваю его: "Завтра, когда все выспятся в гостиницах и мы полетим - у вас найдется смелость извиниться по громкой связи в самолете за такие обвинения?". Тот переходит на откровенное хамство, мне приходится ему сообщить, что за подобное поведение он рискует не улететь вообще. Это подействовало, он замолкает.
Постепенно здание пустеет. Остаются три жандарма, старший менеджер, русскоговорящая девушка и две француженки-работницы, которые все это время тоже что-то делали в этой зоне. Последние стесняются, улыбаются и что-то лопочут по-французски русскоговорящей девушки. Та переводит: "Они интересуются - правда, что мы (мой друг и я) - два командира)?" Подтверждаем. Такой интерес был удивителен, причину любопытства так и не поняли.
Тепло прощаемся с жандармами и менеджером, они улыбаются, желают нам удачи. М извиняемся за то, что причинили им столько неудобств. Возвращаемся на самолет.
Через час ужинаем в неплохом отеле в ста метрах от вокзала, предварительно удостоверившись, что пассажиров тоже разместили (правда, в других отелях).
На следующее утро едем в аэропорт. На привокзальной площади стоят четыре автобуса. Знакомые лица - это наши пассажиры. Спокойные, многие даже улыбаются. Это меня успокоило - видимо разместили их хорошо.
* * *
Мы в самолете, готовимся к вылету. Пассажиры рассаживаются по местам, приветствую их по громкой связи, еще раз извиняюсь и объясняю причины задержки.
В общем, улетели. Ветер тоже начал было дуть с утра, но тут удача сыграла на нашей стороне - буквально к самому вылету он все-таки к вылету стих. И не только по словам диспетчера, но и визуально - по "носку", который безвольно повис (значит, ветра нет). И с другим повезло - за ночь ветер по трассе немного изменился и нам требовалось меньше топлива до Москвы - вчера за столько часов стоянки с работающей ВСУ спалили около 500 кг. Улетели, слава Провидению!
Получили благодарность от пассажиров.
Очень большой и полезный опыт получил. И, черт побери, приятно, что все "справдилось", что мы соблюли правила, что компания не подвела - обеспечила достойное размещение в гостинице всех наших пассажиров. Да, работать в компании, в которой правила стремятся соблюдать - это плюс. Авиация - отрасль сильно зарегулированная и очень консервативная. Необходимость соблюдения правил, доставляющая большие неудобства пассажирам не всегда очевидна, очень соблазнительно порой закрыть глаза на это...
Но ведь мы не на войне, не правда ли? Достаточно одного раза...
Почитать статью: "Думайте о детях. Как принимать сложные решения"
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Рассказ об одном из полетов в Шамбери в непростых условиях:
Как олигархи попадают в Куршевель?
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!
Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории