Найти в Дзене
Исихазм

Изложение умно-сердечной молитвы

"Изложение умно-сердечной молитвы" схимонахов Петра и Леона (цит. по серия: Русский Афон XIX–XX веков, т. 14, Афон, 2015).
____________________

Умно-сердечная молитва и ее степени начинаются снизу. 8-я — восхитительная, 7-я — умно-сердечная, 6-я — духовная, 5-я — созерцательная,4-я — умно-зрительная, 3-я — непрестанная самодвижная, 2-я — трудовая, 1-я же — деятельная. Итак, вот, о возлюбленный о Христе, начинай восходить снизу, как по лестнице. Вообще употребительная молитва состоит в устном произнесении или по книге чтении положенных церковных молитв.

Художественной же молитвой, собственно, называется краткая, так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя». I !а первой же степени она не отличается от обыкновенной, а состоит только в повторении ее — сколько положено правилом четок, за каждую церковную службу, и весь подвиг на этой степени состоит в повторении молитвенных слов.

2-я степень. Но, как известно, одного повторения молитвенных слов недостаточно, вместе с языком надо молиться и умом. Необходимо внимание или трезвенне ума, и не только во время совершения молитвенного правила, но и во все время при других занятиях.

На это требуется особый труд, поэтому и молитву на этой степени можно назвать трудовой. Когда же взойдешь на эти первые степени, пребывай на них до времени, трудись и принуждай самого себя, на каждую минуту, следи за помыслами, пробуждай самого себя, наблюдай за своей овцой, в котором она стаде пасется, т. е. смотри за умом, где он вращается, в Божественных или в суетных и непотребных местах. Как можно чаще пробуждай самого себя от забвения, как от сна, и смотри также и за умом своим строже, что он у тебя мелет: пшеницу или куколь. Когда будешь принуждать самого себя к этому делу, т. е. молитве и трезвению ума, тогда она привьется к твоему сердцу и будет действовать в тебе непрестанно самодвижно, и тогда взойдешь на 3-ю степень.

Разумей, возлюбленный, что истинное основание молитвы такое: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все свое усилие обращать на помыслы. Что же служит пищей лукавым помыслам, то отсекать, а устремлять мысль к Богу и хотения помыслов не исполнять. Кружащие же помыслы собирать отовсюду воедино. Различать естественные помыслы от лукавых.

Итак, возлюбленный, если хочешь вкушать мед, то вкушай умеренно, т. с. когда бывает в тебе молитва са.модвнжная, тогда ум будет восходить от силы в силу, т. с. в умозрительную область, н тогда тебе будет уже легче бороться с помыслами, и будет происходить предочнщенне ума и сердца, и, приводящее к созерцанию, это — степень 4-я, молитва умозрительная.

Побежим, возлюбленный о Христе брате, побежим к источникам, как олени, и напоят они души наши благочестием и слезами умиления. Говорит Господь: « Аще ктожаждает, да грядет ко Мне и да пиет», «веруяй вмя,якоже рече писание,реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7,38). Преступающие

же ко Господу должны совершать молитву в безмолвии, в мире и в великом покое и внимать Господу, не с воплями непристойными и смешными, но с томлением сердца и трезвенными помыслами.

Рабу Божию надлежит пребывать не в неустройстве, но во всякой кротости, мудрости, как сказал пророк Исаия (66, 2) (позаимствовано из Макария Великого).

Скажем, возлюбленный, касательно молитвы умозрительной и созерцательной. Такая молитва бывает тогда, когда ум достигнет места сердечного и отверзется ему вход в сердце. Тогда ум делается владычным и крепким, яко лев. Владычным он делается но своей усмотрительной силе, и крепким — по восхождению его в сердце. Тогда он возненавидит всех там пресмыкающихся, т. е. злые помыслы, и будет их разбивать, яко Вавилонских младенцев о камень, т. с. о Христе Иисусе Господе нашем, по своей усмотрительной силе и крепости, мысленных взглядов, видя их издалека. Тогда же ум будет восходить на созерцание и познание тварей. По временам же восходит он и на такое познание, что, рассматривая всю природу, с радостью сердечной всюду видит и познает Бога в творениях руки Его. Взглянет ли он на тварь небесную, на солнце, луну, звезды и облака, и духовно видит он, что все они движутся какой-то невидимой рукой. Взглянет ли он на землю — увидит, сколько всяких растений, трав, цветов и деревьев, и познает, как по назначению Божию они приносят плоды во время свое и всем им Господь дал имена. И нет ни единого на земле и на небе творения, чтобы не было ему имени. Ангелам, людям, зверям, скотам, птицам, рыбам и всякой звезде дается имя. И всякому гаду малому и великому, всякой что есть в поле травинке, цветочку — и всем им есть имена и названия. Итак, кто же всему этому нарек имена? Господь все сотворил премудростью Своей. «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси».

Когда же ум взойдет на такое созерцание и когда он во всем увидит Бога, тогда происходит от этого великая сердечная радость и иеизглаголанная любовь ко Господу и всякой твари. Себя же видит тогда такой человек ничтожным и хуже всякой твари, а также грешным и прескверным.

Поведаю тебе еще, о возлюбленный о Христе, некую неизглаголанную вещь, касающуюся познания человеческой природы. Невозможно передать так, чтобы было в точности, но насколько будет возможно, настолько изложу и поведаю. Человек во время молитвы имеет способность сверхъестественно погружаться во глубину сердца. Это обыкновенно бывает после пролития слез,тогда он приходит как бы в исступление сердечное и успокаивается, и почивает от всех дел своих, т. е. от мысленного перехождения, и успокаивается в сердце и там почивает, как царь на ложе. И в это время он бывает весь в Боге, или Бог с ним и в нем, и тогда Дух берет его и показывает ему то, что никогда он подобного не видал и не мог даже помыслить о том. Ум, входя в таковые познания и созерцания, видит, например, монашеский род как кротких и нищих духом. Приходит к нему радость и любовь, которую не можно в точности изъяснить. Взял бы каждого человека и, если бы было то возможно, ввел бы всех в Царствие Божие. И понятно бывает блаженство тех, которым Господь сказал: «Блаженны нищии духом яко тех есть Царствие Небесное». И затем при этом представились в уме такие люди, которые когда-то сильно оскорбили тебя, тогда ум смотрит на них с такой любовью, которая все эти злые воспоминания погашает, яко вода огонь; сказано же: «Любы нс мыслит зла». И если бы можно было, то взял бы каждого на руки свои и отнес бы их к престолу Господню и просил бы о них Господа, чтобы Он простил их вся согрешения. Потом ум переходит к тем, которые много грешат, и видит таковых безумными, и немыслимыми, и творящими то, что будто они и сами не знаюттого. По отношению к этим людям ум приходит в великую скорбь, сострадание и в великий сердечный плач. Потом еще ум мысленно переходит и не к христианам, видит турок, евреев и прочих, яко овцы, рассыпанные волками, смятенны и отвержены они, не имущие пастыря. И на таковых смотря, приходит в великую скорбь, и жалость, и сострадание, и от такого жалостного настроения происходит сердечный плач о всех сих находящихся в каковом-то великом унынии и омрачении.

Затем ум смотрит на всю тварь и простирается ко всему любовью, вся тварь представляется под покровом Единого пастыря Творца и Зиждителя Бога нашего, из тьмы воссияет свет в познание Бога и Господа. Это степень 5-я..

Скажем о молитве духовной, перехождении ума во область духовного мира. О Возлюбленный, когда ум войдет в духовный мир, тогда он сделается исступленным от горения сердца, сделается не самовластным. Одна тогда только мысль останется с сердечным чувством, и молитва в сердце сама собой творится, и человек приходит в великое удивление. И как сама собой молитва творится и от удивления и неудержання самого себя восторгается, внезапно приходит радость и духовный восторг. И от радости этой изливаются слезы умиления, и видит человек тогда себя недостойным такого утешения. Такая духовно движимая молитва называется духовной.

Вы не сравнивайте ее одинаково с 3-й степенью, которая также непрестанна, хотя имеет большую разницу от этой, как луна от солнца. На луну можно смотреть, а на солнце - нельзя, так и эта духовная молитва имеет разницу от той непрестанной молитвы, происходящей от навыка и привычки.

Степень 6-я. Когда эта степень человека пройдет, тогда, по Апостольскому изречению, он «простирается в предняя » и достигает высшей степени совершенства в христианской жизни.

Когда ум пройдет эту указанную деятельность, тогда он уже будет суб-ботствовать, как и Бог шесть дней творил, а седьмой почил, так и молитвенник приходит в некую сокровенную область сердечную, по исступлении из внешнего, и будет гам успокаиваться от всех дел своих, т. с. всяких помыслов и суетных мечтаний. Ибо душа, по изречению Макария Великого, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует субботу и покоится истинным покоем, пребывая праздной и свободной от всех темных дел.

В преобразовательной субботе хотя и успокаивались израильтяне телесно, но души их связаны были лукавством и пороками, а эта истинная суббота есть истинное успокоение души, пребывающей праздной от сатанинских помыслов и покоящейся в вечном покое и радости. Ибо Господь и призывает человека к покою, говоря: «Придите ко Мне ecu труждающиися, и обременении и Аз упокою вы». И те души, которые покоряются и приходят, они упокоеваются от всех тяжких обременительных и нечистых помыслов. Делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную приятную и святую, празднуют духовный праздник и исполняются неизглаголанной радости и веселия. Совершают от чистого сердца служения, чисто и благоугодно Богу. И это есть, возлюбленный, истинная и светлая суббота, поэтому будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой этот и упраздниться от всех срамных, и лукавых, и суетных помышлений. И таким образом прийти в возможность служить Богу от чистого сердца и праздновать праздник Св. Духа. Блажен, кто войдет в покой этот. Это — степень 7-я (Макарий Великий. Гл. 276 и 279).

Степень 8-я. Что есть и называется восхитительной молитвой, то об ней нам нелепо и говорить. Сказано св. Исааком Сирином: «Из рода в роде один, может, достигает такой степени молитвы».