15 октября 1935 года – судьбоносная дата для панцерваффе, ведь была сформирована 1-я танковая дивизия Третьего Рейха. Причем, сам факт создания танкового соединения был огромным вызовом в сторону Англии и Франции, на который решился пойти Гитлер.
Вплоть до 1939 года боевого опыта у дивизии не было, лишь теория, однако очень грамотная и по-немецки педантично созданная. И все же, в некоторых компаниях 1-я танковая дивизия поучаствовала, но они были политическими, и связаны конечно с аншлюсом Австрии, а также аннексии Судетской области.
Когда же началась Польская компания, 1-ю танковую дивизии сказали наступать прямо на Варшаву. К этому моменту она входила в 10-ю армию Третьего Рейха. Самые ожесточенные бои для дивизии были в районе притока Вислы, реки Бзура. Там в течение четырех дней немецкие танкисты отражали атаки польских войск, а потом в итоге разгромили их.
Во Французской компании дивизией командовал сам Гудериан, точнее 19-м корпусом, в состав которого и входило подразделение. Ровно, как и во время франко-прусской войны 1870-1871 года немцы наступали через Седан, только в этот раз им надо было не разгромить армию Наполеона III, а обойти линию «Мажино». Уже 16 мая немецкие танкисты рвались к Ла-Маншу, и именно 1-я танковая дивизия подошла к печально знаменитому порту Дюнкерк, где были английские войска, пребывавшие в хаосе.
Французская компания закончилась для соединения 12 июня, когда были разбиты остатки защитников линии «Мажино».
В Советскую компанию 1-я танковая дивизия наступала в составе группы армий «Север». Причем, наступление было столь стремительным, что уже к 14 июля части дивизии достигли Луги, что находилась вблизи Ленинграда. Однако, в районе этого города упорством советских солдат дивизию остановили, и там она вела бои в течение трех недель, пока фронт не стабилизировался. Тем не менее, последующем наступление дивизия на Ленинград дивизия была ударным соединением, что первая начала прорыв советской обороны, и смогла выйти к окраинам города 8 сентября.
Но, на этом ее боевой путь на северном направлении закончился, и дивизию бросили сражаться под Москву, уже составе группы «Центр». И 1-я танковая дивизия сражалась на самых жарких участках фронта. Причем, входе советского контрнаступления дивизия понесла большие потери и отступила на 200 километров от столицы СССР.
Дальше был Ржев, огромные потери и переформирование на территории Франции. Но, в течение большей части 1943-го года 1-я танковая дивизия уже не на Восточном фронте, а в Греции. Впрочем, в ноябре ее отправляют наступать на Киев, когда советские войска наконец-то освободили 5-го числа столицу УССР. Но, наступление провалилось и в последующем 1-я танковая дивизия вела лишь оборонительные бои.
По-настоящему черные дни для соединения наступили в начале 44-го, там нависла настоящая угроза разгрома. Вовремя Проскурово-Черновицкой наступательной операции 1-я дивизия была окружена советскими войсками в апреле, по факту от дивизии, как от двух танковых армий осталось не более 50%, этот разгром стоил Эриху фон Манштейну его военной карьеры в Третьем Рейхе.
А разгромили 1-ю танковую дивизию Третьего Рейха вместе с 6-й танковой армией СС, которые сражались на территории Венгрии. Тогда, 7 марта 45-го года они пошли в атаку на советские позиции в районе озера Балатон, но были не просто остановлены, а разбиты в последующем советском наступлении на Вену. К концу апреля 45-го года от дивизии практически ничего не осталось, а некогда грозная дивизия панцерваффе панически бежала от советских войск, чтобы сдаться американцам.