Найти тему

Где же Либерия Ивана Грозного? Ищем-ищем… А найдем?

Была ли Либерия частью приданого Софьи Палеолог?

Существует легенда, что бабка первого русского царя Софья Палеолог, жена Ивана III, привезла огромную императорскую библиотеку в качестве приданого, которая, в силу частых пожаров в Москве, была спрятана в подземельях Московского Кремля. Но турки захватили Константинополь в 1453 г. Принцессе тогда было 12 - 13 лет. А в Московском княжестве она появилась почти через 20 лет, в 1472 г. Где все это время хранилось огромное собрание книг? Семья Софьи перебралась после падения столицы Византийской империи в Рим и получала содержание от коллегии кардиналов. Мог ли Папа Римский выпустить бесценную книжную коллекцию из Ватикана? Известно, что Софья была бесприданницей, и продажа нескольких книг могла бы обеспечить ей завидную партию. Устоявшийся миф говорит о том, что Либерея была привезена в Москву на 70 подводах. Но маршрут будущей Великой княгини описан в летописях, и ни в одном письменном источнике нет ни малейшего упоминания о библиотеке.

Почему Максима Грека не отпустили обратно?

В «Сказании о преподобном Максиме Философе, иноке со святой горы Афон», появившемся через 100 лет после его смерти, говорится, что Василий III, сын Софьи и Ивана III, отец Ивана Грозного, надумал сделать опись библиотеки матери, а человека, владеющего иностранными языками, у Великого князя не было. И Константинопольский патриарх присылает афонского монаха Максима. Опись книг он сделал, и в «благодарность» был оставлен в Москве, чтобы не разболтал об увиденном сокровище. На самом деле, Максим Грек занимался переводом с греческого «Псалтыри». Был он человеком весьма грамотным, обнаружил разночтения греческого текста с использовавшимися богослужебными книгами. Кроме этого, он обладал и «активной жизненной позицией» - ратовал за церковь бедную, обвинял православных иерархов в стяжательстве. И закончил свои дни, будучи заточенным в монастырь.

А был ли пастор?

Таинственная Либерия волновала умы и при внуке Софии Палеолог Иване Грозном. Рижский бургомистр Ниенштадт опубликовал «Ливонскую хронику». На книге значится, что она закончена в 1604 году, т.е. через 20 лет после смерти первого русского царя. В ней упоминается пастор Виттерман, попавший во время Ливонской войны в плен русским. Сам Грозный был поражен его ученостью и предложил ему сделать опись Либерии. Но ни в одном русском источнике, ни в воспоминаниях иностранцев, бывавших при царском дворе, фамилия Виттерман не зафиксирована.

Кто пытался скрыть воровство за счет поиска Либереи?

Был такой пономарь Конон Осипов, сочинивший историю о подземном ходе в Кремле, и даже сумевший убедить в этом Петра Великого. Царь, охотник до всяких редкостей, распорядился ход искать. Не нашли. А когда через лет Осипов вновь обратился в Сенат за деньгами, выяснилось, пономарь скрыл факт первых раскопок, проворовался в церкви и рассчитывал покрыть недостачу за казенный счет.

Куда исчез каталог из Пярну?

В 1822 году профессор Дерптского университета Христиан Дабелов заявил, что в архиве города Пярну обнаружил рукописный каталог библиотеки некоего русского великого князя. В нем упоминалось о 800 книг. Как впоследствии выяснилось, работники архива никакого Дабелова в глаза не видели. Схожий случай «редкой научной сенсации» про «Железного мужика» Ивана Грозного также оказался фейком.

Либерию искали и в девятнадцатом веке, и в двадцатом. Тщетно. Потому что Софья Палеолог никакого книжного собрания в Россию не привозила.

А в том, что у весьма образованного Ивана Грозного была большая личная библиотека, сомнений нет. А где же она? Неужели в «царевой трубе», подземном ходе Александровской слободы, по которой можно было на тройке проехаться? Его, впрочем, тоже никак не найдут. Скорее всего, часть книги, принадлежавших самодержцу, хранятся разрозненно в Российской государственной библиотеке, музеях и архивах.

Факт также то, что в фондах музея-заповедника «Александровская слобода» хранится список с принадлежащего Ивану Грозному травника.

#александровскаяслобода хранит еще немало тайн!