Скопились однажды случайно в «сейфе» (железном ящике) нашего командира роты капсюля детонаторы КД-8 в количестве 95 штук. Кто их получил? Для какой цели? Почему не использовали? Про то мне не известно. Знаю только одно, что один ключ из связки дежурного по роте подходил к замку этого ящика.
Осенью 1977 года командир роты как-то в воскресенье решил утилизировать эти весьма взрывоопасные детонаторы. Приказал мне и командиру второго саперного отделения Васе Ермаченко идти с ним на полигон, где и собирались подорвать всю коробку детонаторов. Но вначале нужно взять с собою лопаты. Естественно, большие саперные. Пошли в каптерку за лопатами.
А каптерка эта располагалась между казармой танкового батальона и овощехранилищем за вещевым складом, рядом со спортгородком. На улице, у стены каптерки лежали старые учебные противотанковые мины ТМ62М, а у двери около открытого овощехранилища стояли две чугунные ванны. Ванны были длиной около двух метров, не чета современным. Окинув взглядом всё это, командиру роты пришла в голову идея, чем тащиться на полигон, взорвать детонаторы на месте. А для того чтоб меньше шума было заложить коробку с детонаторами учебными минами.
На утоптанной до состояния асфальта площадке, где рассыпали картофель, перед закладкой его в хранилище, устроили маленький полигон по утилизации боеприпасов. Приготовили запальную трубку, положили детонаторы в коробке на землю и обложили её инертными учебными минами. Для надёжности прикрыли вначале одной ванной, подумав немного, и вторую ванну притащили. Получился «слоёный пирог» коробка с детонаторами придавленная минами и сверху всё это накрыто двумя ваннами. Кстати ванны тащить к каптёрке мне и Васе Ермаченко помогали тащить проходящие в тот момент мимо нас молодые солдаты.
Выставили «оцепление» т.е. встали на тропинках проходящих мимо нашей каптёрки, дабы ни кто в эпицентр событий не попал. И правильно поступили. Тут же остановили начальника ПМП капитана Бексеитова и двух танкистов. Ротный зажёг огнепроводный шнур, мы все попрятались за угол каптёрки. Звук взрыва был не очень сильным, приходилось слышать и громче. Но показалось, что куски ванной полетели раньше, чем раздался взрыв. Все мы сбежались туда, где ещё недавно было нагромождение ванн, мин.
Ничего на голой вытоптанной солдатскими сапогами площадке не было, ни ванн, ни мин. Только из разорванной пополам учебной мины, валявшейся около стены, ветерок раздувал цементную пыль. Со стороны спортгородка рысью прибежал майор с черными петлицами и танками на них. С ходу начал кричать, выяснять ситуацию. Командир роты ответил ему: «Готовили саперное имущество к учениям, нашли неиспользованный имитационный патрон ИМ 100. Он оказался с детонатором. Решили уничтожить на месте, т.к. разряжать или переносить куда либо опасно».
Мы и немногочисленные свидетели с умным видом кивали головой, да, мол, так всё и было. «Да что вы из меня дурака делаете - закричал майор - я что взрыв имитационного патрона от взрыва мины не отличу. Вон у вас дым из мины идет, вы тут мины противотанковые взрываете». Танкисты и начальник ПМП сочли за благо ретироваться с места событий. Мне и Васе Ермаченко ротный приказал скрыться с глаз. Что мы и сделали. После того случая находили на спортгородке осколки чугунные размером не более ладони.
И ещё говорили, что зампотылу майор Бурлака не мог понять какая же сволочь уперла ванны из овощехранилища. Не в чем стало морковку мыть…
Поделился своими солдатскими воспоминаниями наш коллега А.Антонов.
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!