Найти тему
Black Maria Кино 🎬

КИНО ДОМА: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИДЕОМАГНИТОФОНОВ И ВИДЕОПРОКАТА

Как только в 1950-х годах в США появилось телевидение, возникла проблема записи передач. Изначально телевидение вещало в прямом эфире и ведущим приходилось по два раза проводить одну и ту же передачу, чтобы ее смогли увидеть зрители и на южном и западном побережье страны. Острота вопроса подстегнула скорое изобретение видеозаписывающей аппаратуры.

К 1970-му году технология видеомагнитофонной записи уже была разработана, а к 1980-ым годам домашние видеомагнитофоны присутствовали в большинстве домохозяйств США.

Распространению домашнего видеопросмотра сопутствовало множество процессов:

  • разразилась конкуренция, финальную битву в которой выиграл формат VHS, который и распространился впоследствии во всем мире.
Наиболее значимую конкуренцию этому формату составил выпущенный компанией Sony формат Betamax, но и он довольно быстро потерпел поражение – очередная попытка одной компании сохранить монополию не увенчалась успехом, так как кассеты формата VHS (разработанные корпорацией JVC) могли воспроизводиться на устройствах различных фирм.
Источник фото: bathroomreader.com
Источник фото: bathroomreader.com
  • распространение домашних видеозаписывающих устройств VCR (Video Cassette Recording) всколыхнуло новую волну разбирательств относительно авторских прав на видеокопии.
Запись видео была признана законной, затем незаконной и наконец в 1984 году, когда уже каждая седьмая семья имела VCR устройство, снова была признана законной. Сформировалось четкое разграничение между коммерческим и частным использованием объектов, защищенных авторским правом – человек получил право записывать и использовать видео как ему угодно до тех пор, пока он не получает от этой записи коммерческой выгоды. Однако этот вопрос является объектом жарких споров и сегодня, в связи с развитием интернет технологий.
Источник фото: loaded.co.uk
Источник фото: loaded.co.uk
  • в США появился новый вид бизнеса – видеопрокат. К 1986 году выручка от проката видеозаписей превзошла продажи билетов в кино.
К концу 1980-х годов число кинотеатров упало меньше 25 тысяч, тогда как число салонов видеопроката возросло до более чем 100 тысяч. Видеопрокатом занялись мелкие предприниматели, не связанные с крупными кинокомпаниями, которые вначале не видели в этой деятельности коммерческой выгоды. Изначально модель взаимоотношений между прокатчиками и производителями кино строилась по принципу простой купли-продажи. Кинокомпании получали выгоду за продажу видеокассет и не получали никакой выгоды за дальнейшую деятельность по их прокату.
Компания Blockbuster  LLC была основана в 1985 г. и вплоть до начала 2000-х годов была лидером американского рынка кинопроката. Объявила о банкротстве в 2010 году. Источник фото: rga.com
Компания Blockbuster LLC была основана в 1985 г. и вплоть до начала 2000-х годов была лидером американского рынка кинопроката. Объявила о банкротстве в 2010 году. Источник фото: rga.com
  • появилась практика продажи видеокассет зрителям.
Студии рассчитывали, что прямые продажи видеокассет вместо проката позволят им зарабатывать больше. Однако вскоре выяснилось, что высокая стоимость видеокассет побуждает зрителей арендовать, нежели покупать фильмы. Покупались только культовые фильмы, такие как "Стартрек" или "Инопланетянин" (Стивена Спилберга). В итоге была выработана компромиссная, выгодная и студиям и прокатчикам модель – кинокомпании дают фильмы в аренду видеопрокатчикам и обе стороны делят выручку за аренду видеокассет.


Кино с момента своего появления постоянно претерпевает технические революции. Распространение домашних видеомагнитофонов, естественно стало очередным потрясением для киноиндустрии. Хотя на этот раз изменения были пережиты кинематографом достаточно легко, хотя их произошло не мало.

Во-первых, как уже отмечалось выше, домашний кинопросмотр стал очередной конкуренцией просмотру кинотеатральному. Однако, бурное распространение видеомагнитофонов увеличило интерес зрителей к миру кино. В конечном итоге зрители стали сочетать просмотр фильмов на дому и в кинотеатрах (которые становились все более и более технологичны и удобны), а кинокомпании научились извлекать выгоду из обоих рынков распространения кино.

Во-вторых, огромная популярность блокбастеров среди зрителей получила новое экономическое подкрепление. Масштабные приключенческие ленты стали не только собирать огромную кассу в кинотеатрах, но они успешно продавались на видеокассетах и годами приносили выгоду владельцам авторских прав за счет видеопроката и показов на телевидении. Это еще больше усилило направленность крупных кинокомпаний на производство зрелищных развлекательных мультижанровых фильмов и кинофраншиз.

Рыбка по имени Ванда, 1988 г. реж.  Джон Клиз, Чарльз Крайтон
Рыбка по имени Ванда, 1988 г. реж. Джон Клиз, Чарльз Крайтон

В-третьих, рынок видеопроката стал новой достаточно значимой экономической силой, воздействующей на распределение сил среди кинокомпаний. В 1989 году наибольшую кинотеатральную кассу заработали боевик с Брюсом Уиллисом «Крепкий орешек» и комедия с Эдди Мерфи «Поездка в Америку», тогда как хитом видеопроката стал фильм «Рыбка по имени Ванда».

Стало ясно, что видеопрокат – это не просто дополнение к кинопрокату, это отдельный значимый рынок. В результате, в 1980-х годах сформировалось два новых значимых принципа работы киноиндустрии:

Кадр из фильма "Взвод". Режиссер и сценарист фильма - Оливер Стоун - проходил службу во Вьетнаме и отразил в фильме личные впечатления о реалиях военной службы на этой войне. Фото: Orion Pictures
Кадр из фильма "Взвод". Режиссер и сценарист фильма - Оливер Стоун - проходил службу во Вьетнаме и отразил в фильме личные впечатления о реалиях военной службы на этой войне. Фото: Orion Pictures
  1. появились предварительные продажи прав на будущий фильм. Продюсеры стали продавать права на видеопрокат на этапе привлечения средств к будущим съемкам фильма. Так, вышедший в 1986 году фильм Оливера Стоуна «Взвод» стал первым фильмом, завоевавшим премию Оскар за лучший фильм года, появление которого было проспонсировано предварительной продажей прав на видеопрокат.
  2. независимый кинематограф после появления видеопроката с одной стороны столкнулся с необходимостью упразднить множество мелких кинотеатров, которые появились в 1960-х годах. Но, с другой стороны, получили возможность создавать и продавать фильмы в еще более удобном для них формате:

- отпала необходимость снимать фильмы на громоздкое оборудование, требуемое для создания кинотеатральной версии фильма. Фильммейкеры снимали свои малобюджетные картины на ручные кассетные камеры (например на "супер 8");

- релиз фильма перестал быть исключительно событием большого экрана. Независимое кино стало выходить на видеокассетах, минуя кинотеатральные показы (dtv – direct to video – такой способ продажи фильмов стал распространенной практикой для всех фильмов, прогнозируемая выручка от которых не соответствует стандартам широко кинопроката).

VHS Пиноккио, 1940 г.
VHS Пиноккио, 1940 г.

В-четвертых, новой жизнью зажило производство кинопродукции для детей.

Компания Disney крайне болезненно восприняла появление видеопроката. Дело в том, что компания успешно практиковала концепцию повторных прокатов своих кинохитов. Так как детская аудитория очень быстро обновляется, Disney вновь и вновь выпускали на большие экраны «Дамбо», «Белоснежку», «Бемби» и другие популярные мультфильмы.

Компания опасалась вывода своей продукции на видеорынок – это означало смерть повторным кинотеатральным релизам и, следовательно, уменьшение прибыли. С начала 1980-х годов они начали выпускать кассеты с коллекциями мультфильмов о Микки Маусе, Плуто, Дональде Даке и других, но «золотую классику» предпочитали показывать в кинотеатрах.

В 1984 году руководство повторно выпустило на экраны «Пиноккио», созданного еще в 1940 году. Компания приняла решение следом выпустить мультфильм на видео. В результате хитом видеопроката в 1985 году стала именно эта кассета. Disney пришлось в значительной степени перекроить свой бизнес в связи с распространением домашних видеомагнитофонов. Однако, в конечном итоге, компания только выиграла. Именно Disney первая из крупных кинокомпаний органично интегрировала в свою бизнес модель кинопроизводство, ориентированное на домашний просмотр.

-7

За пределами США домашние видеомагнитофоны появлялись в соотношении с развитием экономики стран – сначала появлялось телевидение, затем видео. С большим или меньшим отставанием по времени, но домашний видеопросмотр стал частью обыденной жизни абсолютного большинства стран.

Но бизнес модель, сложившаяся в США в сфере распространения видеоконтента сложилась далеко не во всех странах.

В Европейских странах легальная продажа видеокассет и видеопрокат появились довольно быстро и сложились успешно. Во многих странах модель, успешно работавшая в США, не прижилась вовсе. Например, в России легальная торговля видеокассетами практически не существовала никогда – кассеты продавались пиратские, соответственно и цена на них была достаточно низкая, что в свою очередь убивало возможность развития видеопроката. Американская концепция легального и дорогостоящего рынка видеозаписей в сочетании с относительно дешевым видеопрокатом – это история исключительно развитых и экономически благополучных стран. Возможно со временем видеопиратство было бы побеждено повсеместно и практика видеопроката установилась бы во всех странах, но стремительный технический прогресс быстро превратил видеокассеты в рудимент.

В конце 1990-х годов произошел новый технический рывок – на смену пленке пришли цифровые технологии. Для видеопроката это означало отказ от видеокассет и переход на распространение фильмов на DVD дисках (Digital Versatile Disc). Этот переход для рынка домашнего видеопросмотра прошел довольно плавно и органично. Однако прошло еще всего 10 лет и оказавшись на пороге 2010-х годов, экономика проката и продажи видеопродукции изменилась радикально.