Обыкновенная канистра, на 20 литров. У нас в деревне в каждом дворе такая была. Удобная вещь для хозяйства, бензином там разжиться или маслом. Набрал, закупорил и вези себе спокойно. Крышка закрывается легко и быстро, но надежно. Да и горловины высокая, если надо перелить топливо в другую емкость, то и воронка зачастую не нужна.
Как-то у друга в сарае я увидел такую канистру. Обычно все наши канистры были зеленого цвета, а тут чёрного. Сначала подумал, что хозяева перекрасили ее, а когда пригляделся, то с удивлением увидел, что на ней что-то по-немецки написано, и стоит дата: 1943.
Стало понятно, что это была немецкая канистра, а на ней стояла дата изготовления. Как она попала в нашу далекую уральскую деревеньку, остаётся только гадать. С войны прошло уже 30 лет, и наверняка эта канистра не раз меняла своих хозяев.
Видимо, сначала она принадлежала какому-нибудь фрицу, а потом, в качестве трофея, досталась советским солдатам. И так 30 лет она меняла своих хозяев, пока не добралась до Урала. Увидеть что-то трофейное немецкое для наших мест было редкостью.
У одного из жителей нашей деревни в сарае стоял немецкий мотоцикл BMW. Он был неисправным. У него вышло из строя сцепление, и мы, пацаны, просто иногда катали его по двору.
А подобные канистры, как у моего товарища, можно было часто увидеть в фильмах про войну, или же на фотографиях военных лет. Их можно было заметить закрепленными на колясках мотоциклов, на танках и автомобилях. И на всех фотографиях: советских, немецких, или наших союзников, канистры были практически, одинаковые.
Это не вызывало удивление. Канистра было очень удобной и простой в изготовлении. Так как канистра имела три ручки, то когда она была полной, ее можно было перетаскивать вдвоем, а если канистры были пустые, то один человек мог спокойно тащить одновременно четыре штуки.
Да и выливать ее содержимое было удобно. Внутри горловины была закреплена сифонная трубка, благодаря которой жидкость, находящаяся в канистре, выливалась, даже если канистра была перевернута вверх дном. В канистру входило 20 литров, но после ее заполнения оставался еще воздушный карман, который компенсировал изменение объема жидкости.
Действительно, глядя на эту удобную, практичную тару для жидкости можно было сказать только одно - ее придумала светлая голова. Недаром за 40 лет своего существования конструкция этой канистры не претерпела значительных изменений.
И лишь совсем недавно в одной из передач я узнал, что это канистра - чисто немецкое изобретение, и разрабатывалась она по спецзаказу для Вермахта. Немцы готовились к войне, и им необходимы были удобные емкости для транспортировки жидкостей. Насколько важно вовремя доставить горючее в войска, или прихватить его с собой, тем самым увеличив запас хода, думаю, ни у кого не вызывает сомнения.
Производство канистр началось в 1937 году. Немцы долго это держали в тайне. К 1940 году канистры этого типа стала стандартной тарой Вермахта, вытеснив другие, менее удобные образцы.
Англичане и американцы познакомились с этой канистрой в 1940 году. Первые канистры англичане захватили во Франции. К канистре сразу же навечно прилипло название jerrycan. Это название произошло от слова джерри. Так союзники называли немцев.
Англичане быстро оценили этот трофей, и к 1943 году было развернуто их массовое производство, практически без каких-либо конструктивных изменений. Американцы что-то там еще мудрили, меняли технологию изготовления, горловину, крышку канистры, но в итоге, на мой взгляд, или канистра было менее удобной.
В Северной Африке канистры были одним из самых желанных трофеев союзников. И неудивительно. Как-то инспекция, проверяющая тыловые службы союзников, подсчитала, что из-за несовершенной, неудобно и ненадежной тары теряется до 40% горючего. Это была ошеломляющая цифра.
Без каких-либо изменений эту канистру начали выпускать многие воюющие страны. В СССР эти канистры поставлялись по ленд-лизу.
Можно смело сказать, что фирма Мюллера из Швельма и ее главный инженер Винценц Грюнвогель, разработав эту канистру, создали настоящий шедевр, который существует и выпускается по сей день.