Найти тему
Исихазм

"Спасение наше иначе не может состояться"

"Послушайте же, умоляю вас, братия мои христиане, и пробудитесь от усыпления! Войдите в самих себя и посмотрите, воссиял ли свет Божественной благодати внутри сердец ваших, – посмотрите, увидели ль вы великий свет ведения, посетил ли вас восток с высоты и светит ли он вам, во тьме и сени смертной седящим? Бог ни в чем не имеет недостатка, будучи преисполнен всех благ и совершенств. Ничего Ему от нас не нужно, кроме одного нашего спасения. Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным действием силы Божией, так чтобы стал он умом обоженным, то есть бесстрастным и святым" (Прп. Симеон Новый Богослов. "Слово 3").

Что такое "посетил ли вас восток с высоты и светит ли он вам, во тьме и сени смертной седящим", понятно. Это безвидно видимый, рождающийся в сердце Свет Христос, Который "во тьме [сердца ]светит и тьма Его не объят".

А что такое, который появляется перед этим, "великий свет ведения"?

Прп. СНБ поясняет это на примере евангельских заповедей "блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное" (Мф.5:3) и "блажени плачущии, яко тии утешатся" (Мф.5:4), которые изображают две стадии: деятельную и созерцательную.

На первой "нищие" от страстей трудом приобретают вход в Небесное Царство (деятельная стадия).

А на второй они получают "утешение, бывающее в тех душах, кои плачут от облистания и освещения Святого Духа". То есть речь о духовном рождении и плаче от облистания (источника) Духа, которые дает необходимое очищение для явления и рождения в сердце Христа (созерцательная стадия).

Поэтому СНБ пишет далее: "Поистине одна только есть печать Христова – осияние Духа Святого". "Великий свет ведения", "осияние Духа" -- это Христова печать, знаменующая Его рождение (в сердце христианина).

Поэтому СНБ и вопрошает далее: "увидели ль вы великий свет ведения, посетил ли вас восток с высоты и светит ли он вам, во тьме и сени смертной седящим?"

И далее провозглашает обычную для него, но кажущуюся многим жестокой, мысль: "Спасение же наше иначе не может состояться".