Найти в Дзене

OXXXYMIRON, «ГОРГОРОД», или как перевернулось моё представление о рэпе

Оглавление

Вряд ли для кого-то является секретом, что большинство из нас любит слушать музыку. Помимо того, что людям приходятся по душе совершенно разные жанры, будь то рок, рэп, фанк, джаз, поп и все их производные, мы также совершенно по-разному относимся к музыке и по-разному её воспринимаем.

Кому-то музыка нужна исключительно в качестве фона во время чего бы то ни было. В таких ситуациях, как правило, человеку совсем не принципиален выбор жанра, или же выбор жанра варьируется в зависимости от настроения.

Кто-то питает пристрастие исключительно к определенным музыкальным направлениям и просто не может слушать больше ничего другого. К примеру, заядлые рокеры не понимают, как можно слушать рэп, а рэперы спешат скорее переключить радиостанцию, на которой только появляются звуки перегруженной гитары.

Есть ряд людей, ищущих в текстах песен некий посыл, смысловую нагрузку, без которых даже при запоминающемся мотиве не появится никакого желания прослушать композицию снова. Забегая вперед, скажу, что, по моему мнению, для численного большинства музыкантов это и есть один из критериев успеха — когда слушателю хочется переслушивать произведение ещё и ещё.

Уверен, многие из вас со мной согласятся, что определенные пристрастия к музыкальным жанрам и восприятию музыки в целом закладываются в нас с самого детства. В первую очередь, пример подаёт семья, родители. Вполне логично, что если папа или старший брат на всю квартиру включают Smoke on the Water и начинают отплясывать в обнимку со шваброй под «радостные» крики соседей, то в юном зрителе этой замечательной картины потихоньку будет формироваться увлечение рок-музыкой.

Но позже, например, в школьные годы, может оказаться так, что с весёлым батей со шваброй повезло только одному человечку из всего класса. Выяснится, что на волне популярности рэпа в стране и всевозможного его продвижения в массы через соцмедиа остальные 16 мальчиков больше предпочитают именно рэп, а 12 девочкам подавай танцевальную музыку, и только лишь классная руководительница Валентина Георгиевна обожает казачьи песни. Соответственно, юный, ещё не окрепший ум, понимая, что его увлечения далеки от предпочтений большинства, вполне может переквалифицироваться в любителя речитатива.

А что слушаю я?

-2

Вступление закончилось, и пришло время сказать пару слов о себе.

С того самого раннего детства мне довелось слушать не что иное как рок. Чтобы было чуточку яснее, то сегодня мне уже осталось весьма не далеко до 30 лет от роду. И моей, пожалуй, самой любимой группой является Queen.

Безусловно, это классика рок-музыки. Но классика такая, которая совершенно свежо слушается и сегодня. Профессионализм и самоотдача участников группы находится на таком уровне… Ну да ладно, не об этом сейчас.

Нет, конечно, это ещё не всё. Чего уж таить, я слушаю кое-что и гораздо тяжелее. Например, Parkway Drive или As I Lay Dying. Если не знаете таких, то включите любую их песню, сразу поймёте, что тут вообще происходит.

А вот рэп мне не нравился никогда. Особенно русский. Бесконечная матершина, напыщенная речь, пошлятина, наркотики, эти истории о том, как некий «ОН» был на дне, а потом выбился в люди, всяческие рассказы о каких-то «тяжелых пацанских буднях»… И так один за другим, один за другим. Вроде разнообразие какое-то есть, всё-таки люди же разные, по-разному минусы пишут, по-разному зачитывают, по-разному разные буквы не выговаривают, но суть вечно одна и та же.

Единственным для меня достойным рэпером являлся Eminem: его подача, умение интересно завернуть рифму, действительно запоминающиеся минусовки порой даже вынуждали залить несколько его треков на плеер.

Кто-то может сейчас парировать тем, что есть ещё уйма интересных западных и не только западных исполнителей, которых надо бы послушать, прежде чем возносить Маршалла Мэтерса до небес и хоронить всех остальных. Тут я даже и спорить не собираюсь — наверняка, такие есть. Но извините, настолько в рэп я не углублялся и никаких самородков в нём не искал, поэтому о рэпе сужу по тому, что реально у всех на слуху.

Знакомство с Оксимироном

Oxxxymiron (Мирон Фёдоров)
Oxxxymiron (Мирон Фёдоров)

Про Оксимирона я узнал совершенно случайно и, видимо, как раз тогда, когда он выпустил альбом «Горгород». Но я тогда об этом не знал — меня просто это никак не касалось, да и мне весь этот рэп был до лампочки.

Как-то листая ленту новостей ВКонтакте, я увидел интервью с неким русским рэпером Oxxxymiron'ом. Мне запомнился его ответ на вопрос не то о его отношении к рэпу в целом, не то об отношении к творчеству какого-то другого рэп-исполнителя. Он тогда ответил, что любит и принимает абсолютно любой рэп, каким бы он ни был. Грубо говоря, неважно написан он ещё неумелым школьником или признанным мастером своего дела. Этот ответ мне понравился. Конечно, выглядел он весьма популистским, с одной стороны. Но с другой, закралась мысль, что человек действительно радеет за своё дело, а не просто жаждет известности и толстого кошелька.

В общем, я бегло всё это прочитал, закрыл и ещё долго близко не сталкивался с именем Оксимирона. Кстати, примечательно и то, что несмотря на его бешеную популярность, я почти ничего не слышал о нём от своих знакомых.

Потом пошла раскрутка всех этих рэп-баттлов на YouTube. Сказать по правде, слыша от знакомых, что именно там зачитывают оппоненты друг другу (баттлят), у меня формировалось лишь стойкое отвращение ко всему этому мероприятию. Снова мат-перемат, выявление всех интимных недостатков среди всей родни каждого из участников и так далее и тому подобное. Думаю, говорить о том, что это смотрят дети, вообще не приходится. Хотя, по сути, всё это и показывается исключительно для молодых людей, в том числе и школьников.

Затем вышел ставший знаменитым баттл между Оксимироном и Гнойным, который обмусолили все, кому не лень. Смотреть я это тогда не смотрел — мне это было абсолютно не интересно. Но некоторые комментарии до меня доходили: что человек очень здорово читает, да ещё и без ругани. Тогда я, кажется, впервые увидел вообще, как он выглядит, так как различными постерами с Версуса пестрил весь интернет. Внешне он сразу показался мне весьма харизматичным парнем, уравновешенным, но не лыком шитым.

Ещё спустя какое-то время прошёл его баттл с американским рэпером Disaster. Как и прежде, сам баттл я смотреть не стал, но фраза «Оксимирон роняет запад», доносящаяся из каждого угла, тогда меня по-доброму развеселила и засела в голове.

И вот, ещё через некоторое количество времени я всё-таки решил узнать, что же это за Оксимирон-то такой.

«Горгород»

Обложка альбома "Горгород"
Обложка альбома "Горгород"

Конечно же, я поступил максимально прямолинейно: в ВК в поиске набрал “Oxxxymiron” и стал слушать по очереди все треки, которые выдал поиск. Что-то меня более-менее впечатлило, что-то совсем нет. В тот раз я сразу выделил для себя 3 композиции: «Там, где нас нет», «Город под подошвой», «Переплетено». Ну, в общем-то, они и находятся в самом топе.

Но в том и суть, что у великих исполнителей всегда найдется немало произведений, которые не находятся в топе, а цепляют очень сильно. Проведем аналогию с Queen: все прекрасно знают такие вещи, как “We are the Champions”, “Show Must Go On” и “We Will Rock You”. Да, они, безусловно, классные. Но при этом и рассчитаны на массового слушателя. И какой бы жанр вы не предпочитали, уж одну-то из этих песен по-любому знаете. А между тем, у Queen буквально каждая вторая песня является настоящим хитом. И это не мои личные пристрастия, а общепризнанный факт.

Примерно так же получилось и у меня с Оксимироном. Услышав то, что нравится большинству, а после, послушав его ранние работы, я в итоге не особо-то впечатлился. Даже стало немного не по себе: вроде столько о нём говорят, а интересного я для себя ничего и не нашёл. Ну есть 3 ярких трека — ну и что? Дальше идут какие-то ещё треки совершенно вразброс... Но разочарование ещё не наступило. Наоборот — мне захотелось, как говорится, копнуть глубже.

И вот одним прекрасным субботним утром я еду в электричке на дачу и решаю поступить более целесообразно: залезаю в группу Оксимирона в ВК, нахожу альбом «Горгород» и начинаю слушать его от начала и до конца.

Первый раз я воспринял его просто как набор разных треков со злободневными текстами. В общем-то, тексты мне сразу очень понравились. Очень понравилась и подача, и минимальное наличие мата, да и то вставленного исключительно к месту. К тому же, Оксимирон читает в стиле грайм. Для меня в принципе такой стиль речитатива стал открытием именно благодаря Оксимирону. В отличие от вечной нудятины некоторых многих его псевдо-популярных коллег по цеху у Оксимирона треки звучат действительно очень бодро и динамично. Конечно же, нельзя обойти стороной и его обширный словарный запас и просто общую эрудированность.

В альбоме практически каждый трек соединяется какими-то сообщениями с автоответчика от некой Киры. Поначалу я особо не вслушивался в происходящее и думал, что Мирон читает о собственной жизни. Но поскольку альбом мне понравился, и я стал его периодически переслушивать, то с каждым разом я всё больше задавался вопросами вроде «Кто такая Кира?», «К какому ещё Марку она всё время обращается в своих сообщениях?», «Причём тут какая-то Алиса?», «Почему город именуется Горгородом?» и «Что вообще за мэр?!»

Подозрений накопилось немало, и я решил их развеять достаточно тривиально — полез искать ответы в интернете. И о чудо! Я узнаю, что не зря я задавался этими вопросами. Оказывается, Оксимирон ведёт повествование от своего вымышленного литературного героя Марка, который является популярным писателем в городе Горгороде, в котором, фактически, господствует диктатура под началом некоего мэра (имя мэра нигде не раскрывается). А Кира — это литературный агент Марка. Алиса же — девушка, с которой довелось встретиться Марку и к которой у него возникли сильные чувства. Также позже выясняется, что Алиса является дочерью мэра.

Короче говоря, в альбоме каждый трек является главой небольшого рассказа о жизни писателя Марка. При этом можно смело утверждать, что несмотря на такую целостность альбома, каждая песня является вполне самобытной и заметно отличается от прочих. Но всё-таки гораздо лучше слушать весь альбом целиком от начала и до конца. Общее время прослушивания — около 40 минут — на мой взгляд, самое то. Да, кажется, что сам рассказ выходит не таким уж объёмным. Все этапы повествования в виде вступления, завязки, кульминации, развязки и некоего эпилога сменяются достаточно быстро. Да и сюжетная линия местами становится достаточно предсказуемой. Но как-то по-другому лично мне пока и не представляется. Зачитывать аналог «Тихого Дона» на целый день — явно не самая удачная затея. И совершенно ни к чему выдумывать какие-то чрезмерные хитросплетения в духе английских детективов. К тому же, здесь, как никак, упор идет всё-таки на музыкальную составляющую.

Заключение

Оксимирон
Оксимирон

Резюмируя, могу сказать, что альбом получился просто выдающимся, сбалансированным, интригующим, продумана и проработана каждая мелочь. Чувствуется объёмная и кропотливая работа автора. При этом вышел альбом вообще без каких-либо анонсов и пиара — его просто в один прекрасный момент выложили в официальной группе Оксимирона в ВК. Как вы понимаете, всё это совершенно бесплатно.

В общем, как говорится, талант так и прёт. Хотя, например, альбом Мирона «Вечный жид» мне не нравится почти совсем. Да, там невооруженным глазом видны незаурядные способности, но ещё не видно всей полноты авторской личности.

Таким образом, на примере «Горгорода» Оксимирон показал мне, каким может быть рэп, когда за дело берётся не просто талантливый, а ещё и эрудированный человек, который явно полон энтузиазма и вкладывается в свою работу всей душой, в отличие от расплодившейся массы так называемых музыкальных коммерсантов.

После прослушивания «Горгорода» сразу хочется продолжения банкета — либо продолжения этой истории, либо повествования какой-то новой.

К слову говоря, в Марка стреляют в конце альбома, в предпоследнем треке. И слушателю остаётся до конца не ясно, кто это сделал, и убил ли этот кто-то Марка или у того есть ещё шанс выкарабкаться.

Посему многие, в том числе и я, надеются, что работа над новым альбомом вовсю ведётся.

На этом я буду потихоньку с вами прощаться. Если мой отзыв, моё мнение, моя критика — назовите, как вам угодно, — были вам интересны, то обязательно поставьте «Палец вверх». А если не хотите пропустить мою новую публикацию, то подписывайтесь на мой канал. :)

Всего доброго и до новых встреч!