В 1942 году в Нижнем Тагиле началась разработка нового танка, который должен был прийти на смену Т-34. Машина разрабатывалась под индексом Т-43. Уже в декабре 1943 года начались испытания опытного образца. Однако до государственных испытаний этот танк допущен не был.
Военным не понравилось то, что этот танк хоть и превосходил по многим параметрам Т-34, но практически не имела резервов для дальнейшей модернизации. В частности, не было возможности установки более мощного вооружения. Великолепного 76-мм орудия Ф-34 с появлением новых немецких танков уже было недостаточно.
Началась разработка новые боевой машины под индексом Т-43 "улучшенный". Работы над танком начались в начале 1943 года и шли ударными темпами. Точно неизвестно, когда проходили государственные испытания этой машины, но 15 июля 1943 года вышло распоряжение ГКО, рекомендовавшее принять этот танк на вооружение.
Танк по-прежнему был вооружён 76мм орудием Ф-34, но он обладал новой башней, с расширенным кругом обслуживания, в которую можно было установить более мощное орудие. Планировалось установить в башню 85мм пушку, но к назначенному сроку она не была готова. Танк шел под индексом Т-43-II.
С середины августа 1943 года два танка Т-43-II проходили боевые испытания в составе особой танковой роты "100". В течение двух недель они принимали участие в боевых действиях. Командир этой танковой роты дал Т-43-II весьма лестную оценку, однако отметив при этом, что вооружение танка явно недостаточно.
В сентябре на танк было установлено 85 миллиметровое орудие, что значительно повысило его боевые возможности.
Уже с середины 1943 года началась подготовка к серийному производству Т-43-II, был составлен график, а к концу августа 1943 года завод No183 должен был выпустить 10 танков, но своим распоряжением Сталин остановил их выпуск.
Так что же случилось за этот период, и почему Сталин принял решение о прекращении производства Т-43?
Большинство исследователей истории советского танкостроения отвечают на этот вопрос просто: Т-43 оказался перетяжеленным, малонадежным и дорогим в производстве.
Так ли это? Да нет!
Танк, обладая лучшим бронированием, весил всего на 2 тонны больше, чем Т-34-76 выпускавшийся осенью 1943 года. В скорости он не уступал Т-34, а его бронекорпус был более технологичным, значит и более дешевым при серийном производстве.
Т-43 проигрывал Т-34 по запасу хода, и для устранения этой проблемы на него были установлены внешние подвесные баки. Так что, производство танка было остановлено совсем по другим причинам. И, в общем-то, они лежали на поверхности.
Во время Курской дуги и последующих операциях 1943 года советские танкисты понесли тяжелые потери. Выпуск принципиально новой боевой машины неизбежно привел бы к снижению выпуска других танков. А ведь уже планировались другие наступательные операции, и в войска требовалось большое количество бронетехники.
Конструктор Морозов в своих воспоминаниях говорил, что Сталин дал высокую оценку танку Т-43, но посчитал, что на данном этапе выгоднее не выпуск новых машин, а увеличение выпуска Т-34, одновременно модернизируя их для повышения боевых качеств.
И это, несомненно, было правильное решение. Тем более что башню танка Т-43 удалось установить на корпус Т-34, что значительно повысило боевые возможности этого танка. Нашей промышленности гораздо проще было наладить производство только одной башни, чем начать производство нового танка.
Так что, главной причиной остановки производства Т-43 является танк Т-34-85, и конструктор Морозов, сумевший установить башню Т-43 на Т-34. Иными словами Морозов, модернизируя Т-34, убил свое новое детище.
В том, что Советское руководство приняло правильное решение, нет никаких сомнений. В качестве доказательства может послужить пример Германии, которая в годы войны начала выпускать новые танки, обладавшие высокими боевыми характеристиками, но дорогими и сложными в производстве, поэтому их было мало.
У немцев был неплохой танк Т-IV, и его ещё вполне можно было модернизировать, не снижая выпуска боевых машин. Многие исследователи считают, что производство Германией новых танков, стало для нее роковой ошибкой.