Найти тему
СПО - живо (? ! ...)

Современное образование. Наболело... Оптимизация в СПО.

Я учитель, поэтому само собой то, что пишут о школе, об образовании, о детях привлекает мое внимание, и в Цзене страничек об этом "выплывает" все больше и больше. Пока, по моему наблюдению, о наболевшем и волнующем высказываются в основном школьные учителя.

Я работаю в системе среднего профессионального образования, в основном мои подопечные - будущие учителя и воспитатели ДО, потому все эти темы мне очень близки. К тому же начинала я свой трудовой путь в сельской школе, продолжала в городской, как говорится - "есть с чем сравнивать".

В образовании сейчас очень непростые времена, как и в целом по стране. И если на школы сейчас хоть какое-то внимание обращают, то в том, что касается системы СПО - это полный провал. Особенно, если ОУ располагается в глубинке.

Отсылка к Стране Советов уже многим набила оскомину, но! - опять приходится вернуться туда. В каждом районном центре в то время располагалось учебное заведение профессионального образования - училище или техникум. Нашему городку населением в 25000 "повезло" - у нас таких было аж три. Каждое со своей историей, спецификой, традициями... Почему пишу в кавычках "повезло"? Потому что современные реформы принесли с собой чудесное слово - оптимизация. И все эти заведения "соединили", более того, присовокупили к ним под "одну крышу" и те, что располагались в близлежащих районах. На заре всего этого вещали об увеличении зарплат, улучшении качества образования, снижении бюрократии, бумажек и пр.

Ок. Что же мы имеем в итоге? Вместо слаженных работоспособных коллективов получаем невесть что. Так как НИКАКИХ положительных результатов слияния ни один из коллективов так и не увидел, то раздражение начинает расти в геометрической прогрессии. Все попытки хоть как-то соединить всех воедино не привели ни к чему (знаю, о чем говорю - 9 лет уже как минуло). Совместные педсоветы, производственные совещания (обязаны только так проводить, и неважно, что соседнее отделение в 60-70 км от города) превращаются в злобные выпады от одного отделения к другому. Стимулирующих нет (должности административные упразднили, а людей оставили, откуда им за работу платить? - правильно, из стимулирующей части), загруз по ученикам тоже разный - в городе по полной, на селе - благо, если половину наберут. Раз такой большой недобор, то и зарплата низкая (подушевое, будь оно неладно!). Что в итоге? В городе группы по 25 человек, на селе - по 10-15 человек, при этом зарплата у них больше, так как им и сельские, и комуналка положены. Про "мертвые души" уж и не говорю - распространенная практика.

При таком раскладе получается, что сельские заведения вообще разумнее было бы закрыть. Но Министерство так не думает - как же, шумиху село поднимет. Накануне грандиозного шухера (а у нас всегда что-то есть громкое накануне - то одних выбираем, то других) - это не нужно. А то, что в заведении, рассчитанном на 500 человек, обучается от силы 50-70, что большая часть преподавателей - давно пенсионеры, что из общего котла на коммунальные и прочие расходы вытягиваются огромные ресурсы, то не наша проблема - вертитесь, как хотите.

Отсутствие финансов - это беда многих таких учебных заведений СПО. Какие новые технологии, особенно цифровые? С горем пополам интернет провели, компьютерам уже по 10 и более лет, и обновления не предвидится. Это при том, что обучаем информационным технологиям, будущих учителей и воспитателей готовим...

На каждом отделении зато есть по интерактивной доске. По одной. Понятно, работают с ней один, от силы два педагога. Не умеют потому что. А учиться смысла нет - она ж одна. Библиотечный фонд не обновлялся я даже не знаю, с какого года. Пишем новые программы, конечно, указываем литературу "не старше 5 лет", но на деле ее нету... Директор прямым текстом сказал - качайте в инете электронные версии... Пиратские, естественно.

Работать в такой атмосфере довольно тяжело, правда. Но на беду свою, я эту работу люблю. И все еще надеюсь "на светлое будущее"... еще надеюсь...