Найти тему
Господь Иисус

Псалом 142. Часть 1. Отчаяние

Оглавление

NB! Это начало серии статей по Псалму 142. Следите за обновлениями на нашем канале  или в Telegram, чтобы не пропустить очередную статью. Это эксперимент для того, чтобы сократить размер статьи и облегчить её восприятие.

Есть много спекуляций по поводу такой неотъемлемой части жизни верующего человека как молитва - одни советуют молиться конкретно о том, что нужно (наиболее радикальные говорят, что даже нужно требовать исполнения своих желаний), другие говорят о том, что молитва - это прежде всего восхваление Бога; третьи говорят о необходимости молиться за других. Некоторые считают, что молиться нужно, когда есть соответствующее настроение, другие полагают, что нужно молиться регулярно, не обращая внимания на желания.

Самая известная и самая широко цитируемая книга Библии - книга Псалмов - наполнена множеством молитв, которые сложно понять и принять, однако внимательный читатель всегда находит в ней те тексты, которые глубоко отзываются в его сердце и отражают его внутреннее состояние. Сегодняшний наш текст раскрывает духовное путешествие в молитве от глубин отчаяния до высот восхваления, в этом псалме мы открываем различные стадии молитвенного предстояния.

NB! Можете посмотреть видео об этом псалме, если сложно или не хочется читать.

Псалом 142 (синодальный перевод, более точный перевод с иврита здесь)
Господи! услышь молитву мою, 
внемли молению моему по истине Твоей;
услышь* меня по праведности Твоей
и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

Враг
преследует душу мою,
втоптал в землю жизнь мою,
принудил меня жить во тьме, как давно умерших.
И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё.
Вспоминаю дни древние,
размышляю о всех делах Твоих,
рассуждаю о делах рук Твоих.
Простираю к Тебе руки мои;душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.

Скоро
услышь* меня, Господи: дух мой изнемогает;
не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю.
Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благой да ведёт меня в землю правды.
Ради имени Твоего, Господи, оживи меня;
ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех,  угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
*ответь


Сначала немного о том, что это за псалом, чтобы понять контекст его возникновения и употребления. Вероятно, он был написан во время восстания сына Давида Авессалома, который хотел стать царём Израиля вместо отца (об этом написано у Лопухина). Также есть версия (Геллей), что это был псалом, который пела армия Давида, когда они вступали в бой. Наконец, это последний из так называемых “псалмов раскаяния” (НЖБ), в которых псалмопевец указывает на своё полное несовершенство перед Богом. 

Практически ни у кого не возникает сомнения, что автором данного псалма является Давид, тем более, об этом прямо сказано в надписании как масоретского текста, так и Септуагинты. Также это видно и по стилистике написания текста, слов и образов, использованных для выражения состояния человека, находящегося в тяжёлом состоянии. Структурно его можно разделить на 4 части, в каждой из которых заключена одна основополагающая идея.

Часть 1. Отчаяние

Начинается молитва с нескольких воззваний к Богу - услышь (ШАМА), внемли (АЗАН), услышь (ответь) (АНА).

Когда человек начинает осознавать своё ничтожество, слабость и грехи, он понимает, что в глазах Божьих нет никого достаточно хорошего (“...не оправдается пред Тобой ни один из живущих…”).

-2

Можно сказать, что странно взывать к Богу и просить о том, чтобы Он понял молящегося и ответил, ведь Бог слышит и знает всё, и ничто не может изменить Его намерения взаимодействовать с людьми. Однако по-человечески, эмоционально это вполне понятно, - когда нам тяжело, нам кажется, что мы никому не нужны, никто нас не хочет слушать и отвечать. Это касается и молитвенной жизни, но именно тогда, когда молиться совершенно не хочется, это нужно обязательно делать, что мы и видим в этом псалме.

Давид обращается к Богу “Сущий” (Яхве, тетраграмматон), это слово встречается в тексте данного псалма чаще остальных - 4 раза. И каждый раз это новая ступень в духовной жизни - услышь, ответь, избавь, оживи. И начинаются воззвания псалмопевца в отчаянии, он просит Бога откликнуться на его зов и рассказывает о том, в каком он состоянии - он боится Божьего суда (“…не входи в суд с рабом Твоим…”), он признаёт, что всё в руках Божьих, и только Господь может понять и дать необходимый ответ ("...по истине Твоей...по праведности Твоей...").

3 практических совета: 

  • “Услышь” - в Эдемском саду после грехопадения люди боялись услышать голос Божий (Быт.3:8-10), но нам нужно искать в молитве такое сердце, которое хочет быть открытым перед Господом.
  • “Внемли” - Чтобы Бог внял молитвам, нам нужно стараться исполнять Его заповеди, а не быть подобным упрямым израильтянам, которые плакали после поражения от Аморреев (Втор.1:45).
  • “Ответь” - На горе Синай Моисей говорил, а Бог отвечал ему голосом (Исх.19:19). Нам нужно быть готовым к тому, что Господь даст непростые повеления, которые нам необходимо будет исполнить.

Итак, молитва начинается с осознания полной невозможности жить праведно и несовершенства человека перед Богом, признания Его господства, мудрости и всеведения. Состояние отчаяния и подавленности - это не повод отказываться от молитв, это повод начать молиться!

Молитесь всегда независимо от настроения или вдохновения!

Продолжение здесь.

Автор: Марат Загидуллин.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).