Найти тему
Черно-белое море

Подводная лодка "Сом" проекта 641Б.

Подводные лодки проектов 641Б "Сом" и 641"Фокстрот".
Подводные лодки проектов 641Б "Сом" и 641"Фокстрот".

Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б «Сом» выпускались с 1971-го года по 1981-ый. Всего на заводе в «Красное Сормово» в Горьком было построено 18 корпусов лодок проекта 641Б. Можно было бы сказать, что они стали переходным звеном между лодками чистого 641-ого проекта, проходивших в НАТО под именем «Фокстрот», первые корпуса которых вступили в строй еще в конце пятидесятых годов, и «Варшавянками» из начала восьмидесятых.

Подводная лодка проекта 641Б
Подводная лодка проекта 641Б

Однако у «Варшавянок» 877-го проекта и «Сомов» 641Б проекта принципиальных различий больше, чем общих черт. Во-первых, у «Варшавянок» один гребной винт и движение, что в надводном, что в подводном положении осуществляется только под электромоторами. У «Сомов» - несколько винтов и движение в надводном положении происходит за счет работы трех дизелей мощностью 1900 л.с.. А во-вторых, обводы корпуса «Варшавянок» обеспечивают более оптимальное движение под водой. «Сомы» при более обтекаемом в сравнении с «Фокстротами» корпусом имеют обводы для движения в надводном положении. Это заставляет прежполагать, что «Сомы» проекта 641Б строились всего лишь по причине компромисса между Флотом и Промышленностью. Флот получал оснащенные на тот момент новым радиоэлектронным оборудованием, устройством быстрого заряжания торпедных аппаратов и улучшенными в плане обитаемости подводные лодки, а Промышленность это делала за меньшие деньги и с использованием дизельных и электрических двигателей, уже выпускавшихся на заводах для лодок чистого 641-го проекта.

Модель подводной лодки проекта 641Б
Модель подводной лодки проекта 641Б

В отличие от своих дизельных предшественниц лодки «Сом» проекта 641Б в начале семидесятых годов получили торпедные аппараты только в первом отсеке. Всего на «Сомах» было установлено 6 аппаратов, способных стрелять 533 мм торпедами. Два вертикальных ряда аппаратов по три в каждом. Боезапас на лодке вырос до 24-х торпед.

В торпедном отсеке подводной лодки проекта 641Б
В торпедном отсеке подводной лодки проекта 641Б

Если на «Фокстротах» в качестве гидроакустических приборов использовались станции МГ-10 и «Арктика-М», на «Сомах» уже были установлены более чуткие комплексы «Рубикон».

Скорость лодок 641Б проекта была в надводном и подводном положении около 15-ти узлов. Максимальна глубина погружения – 300 метров, при рабочей – 240метров. На аккумуляторах лодки могли в подводном положении пройти около четырехсот миль, а под дизелем – до 14000 миль.

1 — основная антенна ГАК «Рубикон»; 2 — антенны ГАК «Рубикон»; 3 — торпедный аппарат; 4 — носовой горизонтальный руль; 5 — носовой аварийный буй; 6 — баллоны системы ВВД; 7 — торпедный отсек; 8 — торпеды на стеллажах; 9 — торпедопогрузочный и носовой люки; 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»;11 — второй отсек; 12 — каюты; 13 —аккумуляторные батареи; 14 — выгородка батарейных автоматов; 15 — мостик; 16 — репитер гирокомпаса; 17 — перископ атаки; 18 — зенитный и навигационный перископ; 19 — мачта РДП; 20 — мачта антенны РЛК «Каскад»; 21 — мачта антенны радиопеленгатора «Рамка»; 22 — мачта антенны СОРС МРП-25; 23 — мачта антенны «Тополь»; 24 — боевая рубка; 25 — третий отсек; 26 — центральный пост; 27 — агрегатные выгородки РЭВ; 28 —осушительные насосы, гидравлические насосы, кондиционеры; 29 — четвертый отсек; 30 — каюты; 31 — аккумуляторные батареи; 32 — пятый отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — дизельный двигатель; 35 — топливно-балластные цистерны; 36 — шестой отсек; 37 — электрощиты; 38 — электродвигатель средней линии вала; 39 — якорный шпиль; 40 — седьмой отсек; 41 — кормовой люк; 42 — электродвигатель экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.
1 — основная антенна ГАК «Рубикон»; 2 — антенны ГАК «Рубикон»; 3 — торпедный аппарат; 4 — носовой горизонтальный руль; 5 — носовой аварийный буй; 6 — баллоны системы ВВД; 7 — торпедный отсек; 8 — торпеды на стеллажах; 9 — торпедопогрузочный и носовой люки; 10 — агрегатная выгородка ГАК «Рубикон»;11 — второй отсек; 12 — каюты; 13 —аккумуляторные батареи; 14 — выгородка батарейных автоматов; 15 — мостик; 16 — репитер гирокомпаса; 17 — перископ атаки; 18 — зенитный и навигационный перископ; 19 — мачта РДП; 20 — мачта антенны РЛК «Каскад»; 21 — мачта антенны радиопеленгатора «Рамка»; 22 — мачта антенны СОРС МРП-25; 23 — мачта антенны «Тополь»; 24 — боевая рубка; 25 — третий отсек; 26 — центральный пост; 27 — агрегатные выгородки РЭВ; 28 —осушительные насосы, гидравлические насосы, кондиционеры; 29 — четвертый отсек; 30 — каюты; 31 — аккумуляторные батареи; 32 — пятый отсек; 33 — вспомогательные механизмы; 34 — дизельный двигатель; 35 — топливно-балластные цистерны; 36 — шестой отсек; 37 — электрощиты; 38 — электродвигатель средней линии вала; 39 — якорный шпиль; 40 — седьмой отсек; 41 — кормовой люк; 42 — электродвигатель экономического хода; 43 — средняя линия вала; 44 — аварийный буй; 45 — приводы кормовых рулей.

Нововведением на лодках этого проекта стало также покрытие легкого корпуса резиной, как до того уже покрывались атомоходы. Это позволило с одной стороны уменьшить собственную шумность подводных лодок, с другой – резиновое покрытие значительно ослабляло акустическое облучение, которое в активном режиме мог использовать противник.

Автоматизация системы управления лодкой позволила снизить формальный списочный состав экипажей до шестидесяти двух человек. В реальности экипаж был как минимум на десять человек больше.

Подводная лодка проекта 641Б на северах
Подводная лодка проекта 641Б на северах

Подводные лодки проекта 641Б несли боевую службу на всех флотах за исключением КТОФ. В середине девяностых годов практически все лодки этого проекта, так и не выработатв свой ресурс и сохраняя возможность для модернизации, были выведены из состава ВМФ и к настоящему времени утилизированы.

Корма лодки проекта 641Б
Корма лодки проекта 641Б

Трем корпусам повезло и они еще существуют. «Новосибирский Комсомолец» Б-396, Б-515 и Б-307 сейчас «работают» в качестве музеев. «Новосибирский Комсомолец» находится в Москве на берегу Москва-реки в километре от станции метро «Сходненская», Б-307 – в Тольятти, Б-515 – в Гамбурге (ФРГ). «Немецкая» лодка по своей сохранности является более близкой к тому состоянию, в котором лодки 641Б проекта несли свою службу в службу в ВМФ СССР.

Подводная лодка проекта 641Б "Новосибирский комсомолец" в Москве.
Подводная лодка проекта 641Б "Новосибирский комсомолец" в Москве.

Атомоход "Чакра" >>>

Последняя автономка атомохода К-469 >>>

Другие рассказы о подводниках >>>