Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б «Сом» выпускались с 1971-го года по 1981-ый. Всего на заводе в «Красное Сормово» в Горьком было построено 18 корпусов лодок проекта 641Б. Можно было бы сказать, что они стали переходным звеном между лодками чистого 641-ого проекта, проходивших в НАТО под именем «Фокстрот», первые корпуса которых вступили в строй еще в конце пятидесятых годов, и «Варшавянками» из начала восьмидесятых.
Однако у «Варшавянок» 877-го проекта и «Сомов» 641Б проекта принципиальных различий больше, чем общих черт. Во-первых, у «Варшавянок» один гребной винт и движение, что в надводном, что в подводном положении осуществляется только под электромоторами. У «Сомов» - несколько винтов и движение в надводном положении происходит за счет работы трех дизелей мощностью 1900 л.с.. А во-вторых, обводы корпуса «Варшавянок» обеспечивают более оптимальное движение под водой. «Сомы» при более обтекаемом в сравнении с «Фокстротами» корпусом имеют обводы для движения в надводном положении. Это заставляет прежполагать, что «Сомы» проекта 641Б строились всего лишь по причине компромисса между Флотом и Промышленностью. Флот получал оснащенные на тот момент новым радиоэлектронным оборудованием, устройством быстрого заряжания торпедных аппаратов и улучшенными в плане обитаемости подводные лодки, а Промышленность это делала за меньшие деньги и с использованием дизельных и электрических двигателей, уже выпускавшихся на заводах для лодок чистого 641-го проекта.
В отличие от своих дизельных предшественниц лодки «Сом» проекта 641Б в начале семидесятых годов получили торпедные аппараты только в первом отсеке. Всего на «Сомах» было установлено 6 аппаратов, способных стрелять 533 мм торпедами. Два вертикальных ряда аппаратов по три в каждом. Боезапас на лодке вырос до 24-х торпед.
Если на «Фокстротах» в качестве гидроакустических приборов использовались станции МГ-10 и «Арктика-М», на «Сомах» уже были установлены более чуткие комплексы «Рубикон».
Скорость лодок 641Б проекта была в надводном и подводном положении около 15-ти узлов. Максимальна глубина погружения – 300 метров, при рабочей – 240метров. На аккумуляторах лодки могли в подводном положении пройти около четырехсот миль, а под дизелем – до 14000 миль.
Нововведением на лодках этого проекта стало также покрытие легкого корпуса резиной, как до того уже покрывались атомоходы. Это позволило с одной стороны уменьшить собственную шумность подводных лодок, с другой – резиновое покрытие значительно ослабляло акустическое облучение, которое в активном режиме мог использовать противник.
Автоматизация системы управления лодкой позволила снизить формальный списочный состав экипажей до шестидесяти двух человек. В реальности экипаж был как минимум на десять человек больше.
Подводные лодки проекта 641Б несли боевую службу на всех флотах за исключением КТОФ. В середине девяностых годов практически все лодки этого проекта, так и не выработатв свой ресурс и сохраняя возможность для модернизации, были выведены из состава ВМФ и к настоящему времени утилизированы.
Трем корпусам повезло и они еще существуют. «Новосибирский Комсомолец» Б-396, Б-515 и Б-307 сейчас «работают» в качестве музеев. «Новосибирский Комсомолец» находится в Москве на берегу Москва-реки в километре от станции метро «Сходненская», Б-307 – в Тольятти, Б-515 – в Гамбурге (ФРГ). «Немецкая» лодка по своей сохранности является более близкой к тому состоянию, в котором лодки 641Б проекта несли свою службу в службу в ВМФ СССР.