Поход в музей, где хранится шедевр — сродни паломничеству. Увидел, «прикоснулся», может, запечатлел. Перед такими картинами люди часто останавливаются в замешательстве — вот, вот «оно самое» перед нами, а что чувствовать, как думать, что говорить?
Спокойно! Сегодня мы расскажем,как можно «общаться» с картинами на примере «Ночного дозора» Рембрандта.
· Универсального способа нет. Но подождите, не опускайте руки — вы сможете выработать свой собственный.
· Произведения, как живописные, так и скульптурные, требуют времени. Будьте готовы им его уделить! Не спешите.
· Заприметьте картину издали и идите к ней. Понаблюдайте за тем, как она меняется, как сначала вы видите соотношения лишь форм, цветов и линий, как потом начинают проступать лица, фигуры, детали. Картина Рембрандта расположена в Рейксмузеум очень удачно — её видно через дверной проём в конце анфилады.
· Оказавшись у картины, не торопитесь заглядывать в путеводитель, каталог или экспликацию. Поверьте, произведение само может сказать очень многое. Стоит только прислушаться к своим, пусть и не всегда подкреплённым профессиональными знаниями, ощущениям.
· Не стойте на одном месте. Подойдите справа, слева, наклонитесь — иногда взгляд чуть снизу может оказаться полезным. Например, «Ночной дозор» замечательно смотрится и ощущается, если сесть на пол. Но на полу сидят дети, взрослые почему-то стесняются к ним присоединиться, а зря!
· Помните — чем больше картина, тем для большего помещения она предназначалась. А значит — тем дальше надо от неё отойти, чтобы она предстала перед вами во всей красе.
· А теперь приблизьтесь и побродите по произведению взглядом — рассмотрите мазки. Можно даже догадаться, какой кистью работал художник. Иногда при внимательном рассмотрении становятся видны и другие технические особенности.