Картина «Я шагаю по Москве» принесла Никите Михалкову поистине всенародную любовь. В том же 1963 году Никита поступил в Театральное училище имени Щукина. Вместе с ним поступила в училище восходящая звезда советского кино Анастасия Вертинская, Ассоль из «Алых парусов» и Гуттиэре из «Человека‑амфибии». Между молодыми людьми возникло чувство.
«У моей сестры Марианны был роман с Андроном Кончаловским, – рассказала Анастасия Александровна в интервью „Экспресс‑газете“ . – И она мне сказала, что у Андрона есть брат – очаровательный молодой человек. Ходит в бархатной кофте с бантом. Так распорядился Господь, что я полюбила Никиту. У меня не было чувства, что я вышла замуж за артиста. Это был просто мой любимый Никитон. Веселый, обаятельный, добрейший. Никита всегда был лидером, он очень талантливый. Еще учась в театральном институте, он поставил блестящий спектакль „12“ с Колей Бурляевым, спустя много лет снял по этой пьесе фильм. Мы жили и дышали друг другом».
Первый брак Никиты Михалкова, несмотря на рождение сына Степана, просуществовал недолго.
Развод, по признанию Вертинской, стал для нее «ужасной трагедией». В том же интервью она поясняет, почему им с Михалковым пришлось расстаться: «Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре – не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой. Таким людям, как мы, ужиться было очень трудно. У Никиты должна быть жена, которая полностью живет его жизнью. Я достаточно рано поняла, что мне вообще не надо было выходить замуж. Для меня брак – это ад! Я безумно люблю сына, внуков. Но уделяю им время, которое у меня остается от работы».
«Отец был очень волевым человеком, а мама – своенравная. И я благодарен Богу, – признался их сын Степан Михалков корреспондентам „Российской газеты“, – что успел родиться. Я бы не сказал, что это была идеальная пара. Оба – очень властные. Папе нужен был человек, который бы был в тени. И папа нашел такую женщину, а мама так никого и не нашла…»