Вагон марки «Ф» (фонарный). Такие вагоны производили до Революции на трёх заводах, в Мытищах, Коломне и Сормово.
С 1907 по 1912 год в Москву было поставлено более 600 вагонов марки «Ф».
На всех старых трамваях впереди присутствует специальная полка. При срабатывании экстренного торможения она опускалась вниз и подхватывала человека, если тот оказывался на путях.
Вагон № 164 до 1970 года представлял собой грузовую платформу.
Так выглядит интерьер воссозданного салона.
За вагоном «Ф» прицеплен двухосный прицепной вагон Мытищинского завода
Тележки сделаны на Нюрнбергском заводе, поэтому и весь вагон часто называют типа MaN или Н («Нюренбержский»).
Следующий экспонат - вагон марки «БФ» (бесфонарный), множество которых ходили по московским улицам вплоть до 1970 года. Вагон № 932 выполнял буксировочные работы на СВАРЗе.
Далее - один из самых интересных экземпляров. Это первый советский трамвай типа КМ (Коломенский моторный).
На московских улицах такие трамваи прожили невероятно большую жизнь с 1926 по 1974 год.
Водительская кабина трамвая КМ.
Достаточно упомянуть, что именно в этом салоне трамвая № 2170 Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича (Садальского) в телефильме «Место встречи изменить нельзя». Но и это не всё.
Этот же вагон играл в фильмах «Покровские ворота», «Мастер и Маргарита», «Холодное лето 53-го», «Солнце светит всем», «Законный брак», «Миссис Ли Харви Освальд», «Похороны Сталина»...
Сзади к КМ прицеплен вагон типа КП (Коломенский прицепной) № 2556.
С 1951 по 1988 год он служил путеизмерителем в депо им. Апакова, буксировал его, как и сейчас, вагон КМ.
Следующий вагон - типа МТВ-82 с корпусом, унифицированным с троллейбусом МТБ-82, разработанный к 800-летию Москвы в 1947 году.
До того, как стать в 1990 году музейным экспонатом, успел поработать буксиром и динамометрическим вагоном.
Кабина.
В 1960 году в Москву доставили 20 экземпляров трамвая РВЗ-6. Всего 6 лет они эксплуатировались Апаковским депо, после чего были переданы в пострадавший от землетрясения Ташкент.
Вагон № 222 хранился в Коломне в качестве учебного пособия.
Салон РВЗ-6.
В 1959 году для Москвы закупили первую партию значительно более комфортабельных и технологичных вагонов Tatra Т2, открывших «чехословацкую эру» в истории московского трамвая. Прототипом этой машины послужил американский вагон типа РСС.
Трудно в это поверить, но эта «Татра» № 378 много лет была сараем, и для её полного восстановления потребовались огромные усилия.
Кабина восстановлена при использовании «доноров», сохранившихся в других регионах.
Идеально восстановленный салон.
В нашем климате «чехи» T2 проявили себя ненадёжно, и практически специально для Москвы, а потом и для всего Советского Союза завод Татра-Смихов приступил к выпуску новых трамваев Т3.
В параде участвовала двухдверная «Татра» T3SU.
Её кабина.
Невероятный салон с красными креслами.
В 1993 году приобрели ещё несколько вагонов Tatra Т6В5 и Т7В5, прослуживших лишь до 2006-2008 годов.
На «Татрах» № 7001 и 7005 установлены автосцепки системы Шарфенберга («шарф»), как на вагонах московского метро.