В последнее время потенциальные корпоративные клиенты, заказывая тренинг или семинар, часто просят нас дать им возможность пообщаться с тренером по Skype. Они хотят посмотреть и послушать, как он говорит, увлекает, как строит процесс обучения.
Их не слишком интересуют отзывы клиентов, прошедших аналогичное обучение у данного тренера , они мало обращают внимание на его образовательный тезаурус, наличие сертификатов и регалий. Они хотят , чтобы он показал себя на презентации настолько убедительным, чтобы им захотелось купить этот тренинг.
Если раньше агенты-фрилансеры , искали клиентов , чтобы загрузить своего тренера, выполняя по-существу, роль импрессарио, который оберегает артиста от суровой прозы жизни, то теперь сами тренеры должны стать агентами для себя, научиться подавать "товар лицом", общаться с клиентами, демонстрируя в короткой презентации свои знания и навыки коммуникации. Ну , если они, конечно, не так известны как Манн или Гандапас.
В крупных образовательных и тренинговых центрах не используют собственные программы тренеров. Разработкой программ занимаются эксперты-консультанты Центра в период преддоговорной работы , исходя из требований, проблем и задач заказчика и рыночного сегмента его компании.
Почему тренинговые центры практически не работают с фрилансерами по их программам? Даже опытные и известные тренеры-фрилансеры, как правило, проводят тренинг по своей, однажды разработанной программе, незначительно меняя ее от клиента к клиенту. И это понятно, ведь качество программ и самого тренинга никто не контролирует. Тренер зарабатывает деньги, а не имя.
Тренинговые центры не являются посредниками между тренером и клиентами, они как раз в отличие от тренера озабочены вопросами репутации, возвращения клиентов, поэтому разработка программы тренинга начинается с аналитики проблем и постановки задачи в соответствии с техническим заданием заказчика.
Тренинговый центр выбирает из своей базы данных тренеров того исполнителя, который наиболее адекватно подходит к решению задачи. Случается, что Центр помогает тренеру получить дополнительный необходимый навык, например, помочь с изучением новой программы для презентации. Иногда приглашается новый тренер, который известен работой в нужном направлении и с которым еще не работали, но и он должен работать по программе, разработанной центром и согласованной с Заказчиком.
Должен ли исполнитель, отобранный центром из нескольких кандидатов, делать видеопрезентацию с целью "продать себя" как тренера и сам тренинг, разработчиком программы которого является не он? Или клиент может довериться имени, бренду, имиджу тренингового центра , ведь он заключает договор с центром , а не с тренером? И именно центр будет нести ответственность за неудачу.
Дело в том, что не всякий хороший и даже очень хороший бизнес-тренер , спикер, преподаватель может показать интегрально свои сильные стороны вне тренинга и без аудитории слушателей, показать себя не тому , кого он учит в доверительной и доброжелательной обстановке, а тому, кто его оценивает и осматривает трезвым критическим взглядом стороннего человека. И этот человек говорит: если ты учишь лидерству, будь лидером, учишь, как продавать - продай себя, учишь, как работать с конфликтами, будь устойчив и отражай вопросы недоброжелательного собеседника. Это старый вопрос: должен ли тренер по хоккею, быть в прошлом первоклассным хоккеистом? "Пусть он покажет себя, -говорит клиент. "Пусть пришлет свою видео-презентацию". Тренер на видео - это сейчас так естественно.
И мы видим сотни инфоменеджеров, блогеров, спикеров, коучей, которые с видео в Facebook, Instagram, You tube уверенно продают себя и свои мероприятия. Вот девушка из Украины она заявляет, в 27 лет является учредителем 4-5 бизнесов, а в последние 5 лет стала международным коучем такого уровня , что "таких всего 2 в России". Это говорится совершенно серьезно. А вот другая, она пишет тексты в журнал "Сноб", и уверена, что может научить этому "простому" занятию, массу народа. Еще один юноша тоже до 30 лет, и у него за 8 лет 2000 клиентов, и он сам сейчас в Таиланде, а бизнес идет сам собой. Беда в том, что он считает клиентами не тех, на кого работал, а тех, кого увлек своими постановочными видео.
Особенно много коучей и спикеров в Интернет-маркетинге. И все они молодые, красивые, уверенно держатся. Просто артистически. А уж как держатся на видео гуру бизнес-обучения, которые делают антрепризные вояжи по городам России, собирая залы.
Можно ли чему -то научиться сидя в кресле и слушая людей со сцены или с экрана? Мы считаем, что нет. Так можно получить импульс к переменам, удовольствие, систематизировать уже имеющуюся информацию. Это тоже необходимо тем, кто еще не мотивирован. Это как необходимое, но еще недостаточное условие. Учиться нужно либо в процессе работы, подражая наставнику, либо тренируя свои навыки под присмотром бизнес- тренера, преподавателя-практика, который относится к тебе не как артист к зрителю, постоянно помнящий о съемке, а как учитель, не отвлекающийся на постороннюю рефлексию, к ученику. Трудно представить, что у людей с такой повышенной демонстративностью, существует богатая внутренняя жизнь.
Так все-таки, должен ли бизнес-тренер "продавать" самого себя клиенту? Должен ли певец сам заключать договоры с компанией, устраивающей его концерты?
Мы считаем, что это не его функции. Хороший тренер и хороший менеджер по продажам, совместимы только во фрилансере, который , как мы уже говорили ранее, ориентирован на то, чтобы нести свое довольно узкое слово, а не давать людям то, что они хотят. Если это самое "узкое слово" актуально, он может сам собирать залы и зарабатывать без всяких посредников. Но этот дополнительный труд - собирать залы, быть на виду, 24 часа в день заниматься нетворкингом и блоггингом, не всем тренерам подходит. Большая часть тренеров разделяет свою жизнь на личную и профессиональную, и это правильно. Подчиняя всю свою жизнь профессии, специалист, особенно, если он спикер одной темы, быстро выгорает и истощается.
В отличие от фрилансера, тренер получает от Тренингового центра более разнообразные, часто неожиданные темы и задачи, которые заставляют его учиться и меняться. Тренинговый центр, в свою очередь, не может не заботиться о том, чтобы тренер правильно понял поставленную заказчиком задачу и подготовился к проведению конкретного тренинга, создал раздаточные материалы в соответствии с целью тренинга и согласованной с клиентом программой.
Мы считаем, что Центр должен предоставить клиенту полное резюме преподавателя, копии его сертификатов, отзывы клиентов прошедших тренингов и видеозаписи , сделанные во время проведения тренингов, которые дадут возможность увидеть не парадный, специально отрепетированный портрет, а работу специалиста в "полевых" условиях тренинга. Если Вы заметили и реклама тренингов Гандапаса или Натальи Грейс, включает видео-эпизоды из тренингов, или интервью, которые больше касаются психологических откровений, а не демонстрации приемов тренинга.
Не нужно переносить американизированные приемы публичного фриланса, на тонкую работу бизнес-тренера, требующую сосредоточенности, проникновения в проблему, включения понятийного мышления. Объединяя в одном флаконе внутреннее и внешнее, заказчик получит разбавленное вино, и его ожидания от дегустации будут обмануты.
Все семинары и тренинги Образовательного центра "Плеяды"