Практически все годы после падения советской власти, в массовой культуре господствуют чернушные мифы о Великой Отечественной.
Из года в год снимаются десятки фильмов и сериалов, активно эксплуатирующих самые чёрные из перестроечных легенд, в которых советские солдаты предстают в роли безмолвного стада, которое гонят на убой комиссары, которые хуже фашистов, в спины их расстреливают непременные Заградотряды, без которых советские солдаты только и ждут момента, чтобы в панике разбежаться, и передраться друг с другом («Утомлённые солнцем-2», «Последний бронепоезд»). Единственными положительными героями в этих произведениях являются либо несправедливо репрессированная интеллигенция, либо натуральные зеки («Штрафбат», «Служу Советскому Союзу»). Советские солдаты рисуются пьяным быдлом, преступниками, готовыми насиловать беззащитное германское население, в том числе и детей («4 дня в мае»), на фоне которых даже зека, не говоря уже о культурных немцах, оказываются положительными героями. Всё это творчество, старательно культивируемое на самых верхах власти, вызывает справедливое негодование общества, что, впрочем, не мешает из года в год продолжать выделять бюджетные миллионы на очередной пасквиль на собственный народ и собственную историю.
Но есть и другой вид очернения истории: когда, наоборот, не вымышленные персонажи, волею судеб попавшие за решётку, становятся героями, а героями «назначаются» реальные люди, в действительности бывшие преступниками. Яркий пример нам рисует фильм «Последний бой майора Пугачёва» по повести В. Шаламова.
После выхода фильма энтузиастами были подняты архивы, которые показали, что люди, ставшие прототипами героев Шаламова, были никак не «несправедливо осуждёнными» злобным НКВД, а самыми настоящими преступниками и предателями. Так, глава группы оказался до войны дважды судим по «уголовке» и, главное, добровольно поступил на службу немцам в качестве полицая(запомним этот очень важный момент).
Разбор архивных материалов вызвал настоящую бурю негодования на так называемых «патриотических» ресурсах, вроде сайтов Однако.ру или Опер.ру. Как же так можно? Рисовать несправедливо наказанными героями войны преступников и нацистских пособников?! И с таким мнением сложно не согласиться.
И вот, несколько лет спустя на тех же самых «патриотических» ресурсах объявляется сбор средств на съёмки фильма с громким названием «28 панфиловцев».
Изначально в основу фильма был положен крайне сомнительный сюжет, один из самых топорных образцов советской пропаганды. Но ещё сомнительнее в данном фильме то, что так называемый «подвиг 28 героев-панфиловцев» был развенчан ещё в 1944-м году, когда выяснилось, что многие из списка погибших героев остались живы. В 1948-м году последовало разбирательство военной прокуратуры, по итогам которого было установлено, что ставший легендой бой у разъезда Дубосеково целиком и полностью являлся вымыслом фронтового корреспондента Кривицкого и редактора газеты «Красная звезда» Ортенберга.
Но что ещё интереснее, так это судьба «героев», а особенно сержанта Ивана Добробабина, который за время войны, дважды, — внимание, — ДВАЖДЫ переходил на сторону немцев, где усердно служил полицаем.
Казалось бы, какие здесь могут быть вопросы? Фильм основан на выдуманном подвиге, одним из главных героев является дважды предатель, всё это подтверждено документально, и информация нисколько не засекреченная, и впервые была опубликована ещё в 1988-м году. И здесь начинается самое удивительное.
На тех же самых «патриотических» ресурсах, что так негодовали по поводу фильма «Последний бой майора Пугачёва» за то, что прототип главного героя служил полицаем, фильм «28 панфиловцев» начал активно раскручиваться, а сбор средств на фильм о предателе Добробабине всячески рекламироваться. Лозунги посыпались как из рога изобилия: «28 панфиловцев» — опорный подвиг нашего народа, а критика фильма с опорой на документы стала представляться чуть ли не коллективным заговором Госдепа и Моссада.
Что характерно, автор сценария/режиссёр/продюсер А. Шальопа совершенно не скрывает, что в своём фильме пытается оправдать того же Добробабина, который, якобы, был «настоящим героем», а его двукратный добровольный переход на сторону немцев и усердная служба в полиции были просто такими вот «обстоятельствами», которые мы не вправе осуждать. При этом о том, что Добробабин герой, Шальопа утверждает на основании полностью вымышленного эпизода, что доказано расследованием прокуратуры. Какой поразительный контраст с произведениями о настоящих героях, которые действительно стояли насмерть, бросались на пулемёты, прикрывая товарищей, подрывали себя вместе с немцами, предпочитая гибель плену.
Хуже всего то, что данный фильм, ещё задолго до выхода, наносит тяжелейший удар по реальным подвигам, действительно совершённым настоящими героями. После того, как на экран выпускается фильм, сознательно построенный на легенде, уже тогда, когда всем достоверно известно о том, что бой, ставший его основой, является выдумкой корреспондента, а главный герой — дважды (!) нацистский пособник, возможности для дальнейшего очернения истории открываются поистине безграничными. Как со стороны «чернушников», которые теперь могут подвергать сомнению абсолютно любые проявления героизма, так и такие вот «патриоты», паразитирующие на крайне сомнительных мифах.
Настоящие подвиги солдат советский армии, — даже той же самой Панфиловской дивизии, — и без того непрерывно подвергаются сомнению — и на амбразуры люди не бросались, и под танки с бутылкой не кидались, и бомбардировщики тараном не сбивали. Теперь же любой, абсолютно ЛЮБОЙ подвиг можно будет оспорить, приводя в пример данный фильм.
Но кого интересует историческая достоверность, когда на фильм с таким громким названием идёт ничем не ограничиваемый, безотчётный сбор народных денег?.. Вряд ли авторам удалось бы собрать хотя бы 30 миллионов на фильм о реальном бое панфиловцев под Волоколамском в том же самом октябре 1941-го.