Найти тему
Наука на Урале

Коптер для отслеживания коротких замыканий разработали на Урале

Решение позволит не отключать электроэнергию и способно заменить бригаду монтеров

Коптеры, разработанные командой комплекса «Канатоход», можно применять для отслеживания короткого замыкания на проводах воздушных линий (ВЛ). Технология установки и снятия индикатора короткого замыкания (ИКЗ) с помощью беспилотного летательного аппарата (БПЛА) прошла успешные испытания в Уральском федеральном университете.

«Платформа подлетает к проводу снизу, позиционируется и поднимается вверх, подводя комплект ИКЗ к месту установки, — объясняет Сергей Дербенёв, технолог „Лаборатории будущего“ УрФУ. — После соприкосновения с проводом срабатывает механизм, приводящий зажим в действие, и датчик закрепляется. Затем коптер опускается на землю».

Для установки и снятия ИКЗ в университете разработали экспериментальную платформу БПЛА, позволяющую подлетать к проводу ВЛ снизу; корзину для установки датчика на коптере и специальный зажим для закрепления ИКЗ на проводе, который раньше не применялся ни на одном из существующих индикаторов.

«Для установки датчиков теперь не потребуется отключение линии электропередачи, а значит, не будет простоя оборудования и финансовых потерь, — говорит о преимуществах решения научный руководитель „Лаборатории будущего“ УрФУ Арнольд Шастин. — Исключается ручной труд, а значит, повышается безопасность работы электромонтеров: сокращается травматизм и смертность. Кроме того, уменьшается время на установку датчиков: не нужно вызывать большую электромонтажную бригаду и специализированную технику».

Разработчики добавляют, что сейчас с помощью БПЛА можно устанавливать датчики на провода диаметром от 11 до 13 мм, в будущем диапазон расширится — от 10 до 24 мм. Кроме датчиков ИКЗ, с помощью БПЛА можно устанавливать гасители вибрации, сигнальные шары, датчики гололеда и другие устройства.

Момент подлёта БПЛА к проводу для установки датчика. Фото: «Лаборатория будущего»
Момент подлёта БПЛА к проводу для установки датчика. Фото: «Лаборатория будущего»

ИКЗ измеряют силу в конкретном проводе и передают информацию на приемную станцию. Приборы позволяют определить место повреждения, ускорить ликвидацию аварии и сократить время отключения электроэнергии у потребителей.

Сегодня ИКЗ устанавливаются воздушные линии вручную — бригада поднимается на опоры линий электропередачи и с помощью установочной штанги зацепляет комплект на проводе.

Сегодня датчики на ЛЭП устанавливаются вручную
Сегодня датчики на ЛЭП устанавливаются вручную

Справка

«Канатоход» — первый в мире комплекс диагностики линий электропередач с посадкой на провод. Разработка Уральского федерального университета позволяет производить техническое обслуживание и локальный ремонт ЛЭП без риска для здоровья и жизни обслуживающего персонала.