Эта серия статей будет посвящена танкам серии «Пантера». В первой части я расскажу о разработке и дебюте танков на Курской дуге. Затрону их плюсы и минусы.
Разработка.
Работы начались в конце 1938 года. Военным нужен был танк, способный заменить Pz. III и Pz. IV. Однако разработка танка от фирм Daimler Benz, MAN и Krupp шла крайне медленно.
Полноценно технические требования были сформированы только осенью 1941 года, когда войска вермахта столкнулись с танками КВ и Т-34.
По их заказу, танк должен был обладать толстой наклонной бронёй, мощным двигателем, обеспечиваемым скорость около 30 километров в час по пересечённой местности, а главное – мощным орудием.
Новые проекты получили индексы VK 30.02 (DM) и VK 30.02 (MAN). Оба проекта были схожи с Т-34, но, так или иначе, имели собственные концепции.
Проект Daimler Benz был более похож на советский танк. Его лоб и борта имели конструктивный наклон, превосходящие конкурента, а пушки практически не отличались. Оба танка имели 7.5 сантиметровое орудие, которое во многом повторяла полевую пушку Pak 40, но канал ствола был длиннее, что давало большую начальную скорость.
Кроме всего выше указанного, VK 30.02 (DM) и VK 30.02 (MAN) были под сильным влиянием командования третьего рейха.
Ярким примером является подвеска. Ходовая часть была доработана ведущим конструкторам Книпкампом, а придумана её одним из главнокомандующих танковых войск.
Показ прототипов.
После показа чертежей, начальством, было дано добро на создание макетов. Обе машины подоспели к сроку, и масштабные модели показали фюреру и высшему командованию.
Проект от Даймлер Бенц стал крайне похож на Т-34. Даже маска пушки была похожа. Танк должен был весить около 20 тонн, не уступая в подвижности и защищённости Т-34.
Проект от фирмы МАН был более традиционен. Трансмиссия в передней части, двигатель в задней, лобовая броня, стала более чем вдвое толще бортовой, а башня имела не переднее, а центральное расположение. Вес машины должен был достигать 35 тонн.
В итоге военные выбрали проект фирмы MAN, он же в дальнейшем и был прозван «Пантерой».
Серийное производство.
Первые «Пантеры» были построены в январе 1943 году. В этот период, армия Север под командованием Паулюса уже была окружена и в скором времени сдалась. Начался переломный момент войны.
К концу весны на больших территориях курской области расположились крупные силы противника, готовые атаковать. Нужно было действовать незамедлительно! Адольф Гитлер предложил идею о фланговых ударах, по средствам которых, удалось бы окружить Красную армию и заставить Сталина пойти на перемирие на условиях третьего рейха. План имел кодовое название «Цитадель».
План должен был осуществиться ещё весной 1943 года, но фюрер оттягивал сроки, желая применить новые танки.
Пантеры в борьбе за Курск.
Пантеры поступили в части в конце весны. Всего 51-я и 52-я бригады получили 96 танков, которые принимали участие в битвах с самого начала операции.
При вывозе танков с железнодорожных платформ, возник пожар моторного отделения у некоторых машин. Это произошло из-за одной из особенностей конструкции танков. МТО был герметичен, на случай форсирования рек. В дальнейшем это не раз помогало немецким танкам, но двигатель боялся перегревов, так как система охлаждения не всегда справлялась со своей задачей.
В бою «Пантеры» показали себя куда лучше. Их пушки пробивали броню лучше «Тигров», а оптика ничем не уступала. К тому же наклонный лоб имел защиту в полтора раза лучше, чем у тяжёлого коллеги.
Однако командование не всегда реагировало вовремя. К примеру, разведка не успела доложить вовремя о расположении минных полей, из-за чего было потеряно около трети Panzer V «Пантера».
Битва под Прохоровкой тоже не стала для Пантер» чем-то выдающимся. Танки имели не самую толстую бортовую броню, а в чём-то даже уступающую советским Т-34. В результате этого, «Пантеры» подбивали в борт, причём это была большая часть потерь во время боя.
Пантеры вернулись с Курской дуги в августе 1943 года.
Технические проблемы.
Несмотря на броню, которую в своё время практически никто не мог пробить – машина весила более 40 тонн, а трансмиссия была рассчитана на боевую машину массой 35 тонн. Из-за этого происходили поломки мотора и перегревы коробки передач. Но самое критичное было то, что заменить её было не возможно, в отличие от «Тигров» из-за наклонного бронирования и отсутствия съёмных элементов крыши для обслуживания агрегатов танка.