О судьбе Верховного правителя России адмирала Колчака известно всем. После передачи власти генералу Деникину 4 января 1920 года он выехал из Омска в Иркутск, где с согласия французского генерала Жанена, командующего силами Антанты в России, был выдан эсеро-меньшивистскому правительству. Вскоре контроль над городом установили большевики, которые и казнили его 7 февраля без суда.
А что же стало с министрами колчаковского «Омского правительства»? Большинство министров и сотрудников сумели бежать в Харбин, который к тому времени уже стал главным центром притяжения белой эмиграции на востоке. Для тех же, кто не смог эвакуироваться вовремя, большевики устроили показательный суд. Он проходил в Омске с 20 по 30 мая 1920 года. Для его проведения 10 апреля при Сибирском революционном комитете был учрежден специальный Чрезвычайный революционный трибунал.
Суд был задуман как большой политический митинг, проходил в самом вместительном помещении города — специально приспособленных для этого новых железнодорожных мастерских на Атаманском хуторе. Всего перед ним предстали 23 министра и сотрудника бывшего колчаковского правительства. Среди них: 4 министра: просвещения — П.И. Преображенский, труда — Л.И. Шумиловский, юстиции — А.П. Морозов и государственный контролер Г.А. Краснов. Судебное следствие велось предвзято — защитникам отказывали в вызове ключевых свидетелей, сами они были назначены лишь за 4 дня до суда и не успели ознакомиться с материалами дела.
Большинство из подсудимых были осуждены к различным срокам заключения. Трое (Л.И. Шумиловский и вошедшие в «Омское правительство» в конце 1919 года А.М. Ларионов и А.А. Червен-Водали), а также глава Русского бюро печати при «Омском правительстве» А.К. Клафтон были приговорены к расстрелу, который произошел уже 23 июня.
Глава правительства В.Н. Пепеляев был казнен вместе с Колчаком.
На этой фотографии из фондов музея запечатлен момент суда над бывшими министрами.