Найти тему
Крылья

Штурмовики Су-25 в Афганистане. Первые эпизоды.

«Грачи» отработали в Афгане по полной программе. По сравнению со скоростными истребителями-бомбардировщиками Су-17, созданными для работы над Европейскими просторами, маневренные, защищённые и относительно медленные Су-25 сразу продемонстрировали намного более высокую эффективность в борьбе с новым и очень специфическим противником, использующим партизанскую тактику боевых действий.
Обратной стороной эффективности стали рекордные потери Су-25.

36 потерянных машин по сравнению с 34-я Су-17 и 21-м Миг-21. Но, если пик потерь Су-17 и Миг-21 пришёлся на первую половину войны, то большинство Су-25 мы потеряли в 86-88 годах. Не трудно догадаться, что было тому причиной. В ходе войны моджахеды постоянно работали над усилением ПВО, полученный опыт систематизировался, количество ствольных систем постоянно росло. И наконец, в феврале 86-го в Афганистан прибыла первая партия из 240 ПЗРК «Стингер».

14.5 мм пулемёт КПВТ на лёгкой горной установке
14.5 мм пулемёт КПВТ на лёгкой горной установке

Начнём сначала. Март 80-го. Главком ВВС Кутахов ставит перед ОКБ Сухой задачу – в кратчайшие сроки подготовить пару новейших машин к отправке в Афганистан. По сути, к тому моменту было всего две полностью готовые машины. Первый прототип - Т-8-1Д и первая машина Тбилисского завода - Т-8-3.
Государственные испытания были ещё не закончены, а войсковые даже не начинались. Представители КБ пытались спорить, но решение Кутахова звучало примерно так: «Давайте-ка выполняйте указание членов политбюро и секретаря ЦК. А насчет госиспытаний и постановлений – так за Афганистан зачтём не только этап «Б», но и «В», «Г», «Д» и все, что захотите»…

И вот, 16 апреля 1980 в Шинданд прибыла группа специалистов ОКБ и НИИ ВВС, а с ними два предсерийных Су-25 и четыре Як-38. Началась операция «Ромб». «Новинки» разместились на одном аэродроме с Су-17 217-го апиб, но чуть в стороне от остальных самолётов. От любопытных глаз их скрывал специально насыпанный земляной ров и усиленная охрана. Посторонние к площадке не допускались, а на дальнем конце рулёжной дорожки поставили специально выделенную для этого БМП.

На аэродроме
На аэродроме

Самолёты совершили ровно 100 вылетов, 44 из которых стали боевыми. Итог командировки – зачёт государственных испытаний с рекомендацией ввести самолет в эксплуатацию. К тому времени первая строевая часть на Су-25 - 80-й отдельный штурмовой авиаполк уже проходил формирование. Предстоящее место службы ни для кого не было секретом...

Нравится годный контент? Ставьте палец вверх. Буду продолжать!