Несправедливость! Например, сугубо гуманитарный мальчик Петя ничего не смыслит в математике: тупо и грустно разглядывает какой-нибудь квадратный двучлен, теорему Виета пробует зарифмовать и вообще путает фамилию - говорит «теорема Вийона», знак интеграла напоминает ему недоделанную виньетку эпохи Ар Нуво. Ну, два у него по математике! Ну, не хочет он её! Но при этом гуманитарный мальчик Петя считается умненьким. Он потом по жизни будет считаться умненьким, не умея сложить две цифры.
У него в руках запищит и расплавится несчастная бытовая техника, а он будет с глубокомысленной гадливостью взирать на провода и прочие негуманитарные предметы. Классический пример - Хоботов. Его все вокруг считают умным именно за счёт его возвышенной гуманитарности. Он сыплет цитатами, вздохами, смыслами. Он относится именно к тому подвиду мужчин, которых «любят ушами», а на деле он просто домашний вредитель и враг электричества.
А вот теперь возьмём другого мальчика - например, Васю, который хорошо смыслит в технике, но дуб дубом в поэзии, живописи, виньетках и Вийонах. В общем, он физик, а не лирик. Ну, ведь всю жизнь он будет считаться, если не дуб дубом, то, во всяком случае, не сильно умным. Если мы вспомним знаменитые баталии физиков и лириков, то мы можем обнаружить вопиющую картину - лирикам можно было только чирикать. Но физик не мог быть настоящим физиком с большой буквы «Фэ», если он не понимал Роберта Рождественского, если он не шутил, не бренчал на гитаре, не рифмовал «Хибины» с «вершинами» и так далее.
Поэт и так считался светочем, даже, если он время от времени пытался засовывать пальчики в розетку. А математик был некомильфотен, если он забывал ввернуть цитату из «старика Хэма». Разбираться в поэзии - это была чуть ли не светская обязанность каждого приличного кибернетика. Поэт, конечно, тоже был приучен знать о существовании кибернетики (чтобы его стихи считались современными), он был не обязан в ней хоть что-нибудь понимать.
Помню рассказы Дины Рубиной, где её лирическая героиня имела проблемы с техническими дисциплинами в школе. Лирическая героиня - то есть она сама, Дина Ильинична Рубина, - писательница и умница. Кто-нибудь захочет ей ставить в вину её «Астральный полет души на уроке физики», в то время как другие проникались вторым законом термодинамики? А вот никто!.. Как-то лет 10 назад я общалась с художницей по шёлку - у неё было настолько плохо с математикой-физикой-химией-биологией в 10 классе, что ей пришлось уходить в глубокий экстернат и что-то там мудрить с разными школами.
А ведь умница баба! В Ар Деко понимает - с Ар Нуво не путает, Фрагонара чувствует, да и Шагалом не побрезгует. Если человек пишет «карова», он считается дураком, даже, если он способен починить проводку и с ходу нарешать кучу дифуров. Если у человека 2+2=5, он может прослыть крутейшим гением (или хотя бы креативным бузотёром), если в состоянии сделать из этого «тождества» красивый перфоманс с песнями, верлибрами и канканом на Красной Площади. Где справедливость? Нету!
Зина Корзина (с) 2011.