Найти тему
Paramount Comedy

Женщины в сериалах - это важно

Оглавление

Кажется, что интересные женские персонажи были в сериалах всегда. Попробуй вспомнить любимые шоу детства – там обязательно найдётся хотя бы одна героиня, на которую ты безумно хотела быть похожей. Ну или та, в которую ты был влюблён.

Недавние холивары вокруг нового Доктора Кто (этого персонажа, впервые за всю многолетнюю историю сериала, сыграет женщина – актриса Джоди Уиттакер) ещё раз показывают, что не всегда зритель готов воспринимать женщину как главную героиню своего любимого шоу. Но время идёт, меняются взгляды, и мы знаем – женщины прошли нелёгкий путь от роли спасаемых, любимых, второстепенных, до центральных персонажей сериалов.

Не все сюжеты можно построить вокруг героя-мужика, так что давай вспомним отличные сериалы, играть в которых могла бы только женщина

Супергероини

Казалось бы, образ всесильного супергероя уж точно занят мужчиной. Кто, если не Супермэн, спасёт нас всех от нашествия инопланетян, кто, если не Геракл, убьёт чудовище?

Как вариант, Чудо-женщина.

Она появилась на свет в 1940-е не только как символ Америки, но и как символ женского равноправия. С самого начала Чудо-Женщина сражалась с врагами наравне с героями-мужчинами, а ещё была просто невероятно красива (чего не скажешь обо всех мужиках в трико). В 1975-м году про неё вышел сериал – только посмотри на эту волшебную заставку. Вот так потом и не знаешь уже, кто нравится больше, Галь Гадот или Линда Картер.

Была ещё одна героиня, которую любили все дети 90-х – Зена, крутейшая королева воинов (сериал шёл с 1995-го по 2001-й годы). Она чем-то похожа на Чудо-Женщину и враги у них обеих взяты из античных мифов (Арес, например). Но Зена как персонаж пошла ещё дальше, и заполучила себе в спутницы жизни девушку – Габриэль. Это, как ни крути, важная веха в развитии женского образа на экране.

Магия, вампиры и демоны

Если супергероини дерутся с мужчинами – то всегда побеждают. А представь что будет, если сильному женскому персонажу дать вдобавок магических способностей, или научить побеждать силы зла.  Да конечно, ты скажешь, что образ женщины-ведьмы устарел – но в сериалах все немного иначе.

Вот Баффи – воплощение успеха («Баффи – истребительница вампиров», 1997 – 2003). Она избрана высшими силами, и такой другой девушки нет во всём мире. С её суперспособностями грех не рубить в капусту вампиров, демонов и прочую нечисть – а ещё у такой героини обязательно появляется тайна.

Полна тайн была и жизнь сестёр Холливел («Зачарованные», 1998 – 2006). И вообще, это был очень крутой сюжетный ход для сериала – воплотить единую магическую силу в трёх совершенно разных девушках. Через развитие их персонажей были раскрыты темы материнства, отношений и работы. Особенно отношений – помнишь, как Фиби мучилась с Коулом? Нелегко это, мутить с демоном.

Магия, как она есть, была ещё в одном небезызвестном сериале. «Сабрина, маленькая ведьма» (1996 – 2004) – настоящий ситком, чисто женский по основному составу. Там вообще из мужиков оставались только кот да парень Сабрины. В самом начале сериала Сабрине исполнилось шестнадцать – она только что узнала, что происходит из рода ведьм, как и её тёти. Чего только Сабрина не вытворяла, практикуясь в магии! Путешествовала во времени, пыталась поиграть в купидона, даже была Сантой, а потом исправляла последствия всех своих шалостей. В последних сезонах уже не очень-то маленькая ведьма подросла, поступила в колледж, а потом нашла работу. Совсем как ты.

Рабочая лошадка

Окей, убивать вампиров – пожалуйста, колдовать – ради бога, сражаться с Аресом и скакать на лошади – сколько хочешь. Но работать, как работают мужчины? Неужели это вообще бывает?

Такой вопрос создатели сериалов себе даже не задавали. Они просто говорили нам – вот Кэрри («Секс в большом городе», 1998 – 2004), она любит платья и туфли, сумочки и дорогие брэнды, но Кэрри в первую очередь известный журналист. Её хобби – её личное дело, и во главе угла отныне карьерная реализация. А всем, кто ноет, что Кэрри Брэдшоу просто наслаждается лёгкими деньгами и беззаботной жизнью, можно попробовать хоть раз написать толковую, интересную и продаваемую статью. Даже если она о сумках от Dior.

Алисия Флоррик («Хорошая жена», 2009 – 2016) – ещё один пример успешной женщины. Она пережила публичный позор и предательство мужа, а потом выкарабкалась из этой ямы с помощью работы. Помнишь, как много она пахала для того, чтобы снова стать хорошим адвокатом? Успех сериала говорит о том, что такой сюжет близок многим.

В карьеристки (на грани с потусторонним) смело можно записывать Веронику Марс («Вероника Марс», 2004 – 2007) и Дану Скалли («Секретные материалы», 1993 – 2002): вторая к концу сериала почти вытеснила своего напарника Малдера, превратившись в единственную главную героиню. Ну и конечно ты помнишь «Анатомию страсти» (идёт аж с 2005-го года), которая на самом деле «Анатомия Грей», по имени главной героини Мередит Грей. Если вкратце, у создательницы этого сериала было два правила – «нет» расизму и «да» сильным женским персонажам. Поэтому для выбора актёров использовали «слепой кастинг» – главным было то, как человек играет роль, а не то, к какой этнической группе принадлежит.

Ну и конечно квинтэссенцией всего этого стал сериал «Девчонки» (2012 – 2017). Главная героиня там – Ханна Хорват, в начале сериала безработная и безответственная девушка, а под конец – человек, повидавший многое, с большим грузом личного опыта за плечами. Шесть сезонов мы смотрим на то, как Ханна упорно идёт к цели, совершая по пути ужасные глупости – но главное не это, а то, что она хороший пример неидеальной карьеристки. Ей то дают работу, то прогоняют с неё, то хвалят за идеи для статей, то высмеивают за рассказы собственного сочинения. Ханна публикуется, пишет и думает, что может стать голосом своего поколения – или вообще голосом какого-нибудь поколения.

Переходный период

У нас тут не только сериалы с живыми людьми из плоти и крови, вообще-то. Поэтому вот: Дарья Моргендорфер («Дарья», 1997 – 2002), героиня мультика, породившая сотни мемов. Дарья школьница, живёт в довольно благополучной семье, но состоит в перманентном конфликте с окружающим миром. Дарья любит читать (книги от «Капитала» Маркса до Кафки и «Божественной комедии» Данте) и вообще настоящий мизантроп. Как ни странно, именно она стала одной из героинь, которая прекрасно демонстрирует важность женской дружбы, семейного взаимопонимания и умения прощать. Дарья – подросток, который даст фору многим взрослым.

А ещё некоторые её фразы невозможно забыть, вроде «неглубокие могилы для неглубоких людей», «я терпеть не могла детей, даже когда сама была ребёнком», и самое прекрасное – «у меня не заниженная самооценка, а заниженная оценка всех остальных».

В центре внимания

Хорошо, у нас есть супергероини, волшебницы и ведьмы, детективы, врачи, писательницы и много кто ещё. Но что насчёт тех, кто привлекает внимание не усердным трудом в корпорациях, не умением отбивать лазерные выстрелы и не способностью с одного удара уложить демона? Заложницы своего положения, прекрасные принцессы в центре всеобщего внимания – не такие уж и идеальные, но необходимые для некоторых сюжетов, как воздух.

Вот, например, Мэри Кроули из «Аббатства Даунтон» (2010 – 2015). Она постоянно оказывается под пристальным вниманием других героев, да и ты наверняка помнишь её историю лучше остальных. Дело вовсе не в том, что ей уделили больше экранного времени, или она типичная мэри-сью – просто Мэри наделили слишком сильной энергетикой. Её не задвинешь на задний план. Мэри решает проблемы поместья наравне с мужчинами, обсуждает загоны для свиней, постройку домов для крестьян и реформы в управлении именией, а когда ей надо противостоять чувствам (влюблённости, горю от потери близких) – она показывает гораздо больше мужества, чем “сильный пол”.

Неужели ты подумал, что мы забыли про Джесс из «Новенькой»? Вот и нет. Напоследок давай вспомним эту прекрасную девушку, которая умудряется жить бок о бок с парнями и постоянно вляпываться в неприятности. За что мы любим Джесс? Да как раз за то, что она всегда в центре внимания – не потому, что очень обаятельная, сильная, или прячет под подушкой волшебную палочку, а потому что любит и умеет находить общий язык с людьми. Независимо от того, какого они пола и возраста. В «Новенькой» тебе рассказали немало о том, как круто быть девушкой, но не бравировать этим.

Доктор Кто?

У тебя на той неделе, наверное, сходили с ума все соцсети – ведь только недавно нам сказали, кто будет играть следующего Доктора Кто. Заранее кричали, что не дай бог толерантные англичане выберут темнокожего, гея, женщину-лесбиянку, или ещё кого: но многие как раз надеялись, что сериал привнесёт что-то новое, давно просившееся на экраны.

Если кратко – Доктор инопланетянин, который может менять своё тело, но сам никогда не знает, кем будет в будущем. Вот так двенадцать раз роль отдавали мужчинам. Прекрасным, талантливым актёрам: стоит вспомнить одного Теннанта, по которому с ума сходили. Но вот ВВС сказали – ребята, в этот раз Доктором будет женщина.

Что же в этом такого? Мы с тобой ностальгировали, вспоминали женщин в разных сериалах, пытались понять, почему же им отдавали главные роли – и никто не говорил: «Как жаль, что все три сестры Холливел женщины, лучше бы брата им придумали». А всё довольно просто – в понимании многих людей Доктор стопроцентный мужчина, даром что сериал идёт с 60-х, и времени привыкнуть к этому было полно. Получается, женщина просто не может занять это место. Женщина не справится, или она «не то», не подходит под персонажа.

Но разве мы не выяснили, что в сериалах женщина давно берёт на себя чисто мужские роли? И что в последнее время всё больше стирается грань между стандартным «мужским» и «женским»? Важно принимать женщин как главных героинь, но ещё важнее – не видеть в этом ничего сверхъестественного.