Итак, благополучно преодолев кризис выживания и социализации ребенок переходит на очередной уровень развития, который мы назвали подавление.
Как вы заметили, названия нижних уровней в модели ПЭРЛ звучат очень непривлекательно (беспомощность, зависимость, подавление, необходимость). Но ребенок не воспринимает пребывание на этих уровнях как что-то ужасное. Несмотря на то, что интегральный тон на этом этапе достаточно низкий (вроде как «несчастье»), но проходить эти уровни будучи ребенком, в процессе развития, вполне себе приятно. Ведь, что такое настоящая Счастье и Свобода ребеночек еще не догадывается. Интегральный тон конечно низкий, но зато все время чему-то учишься и открываешь что-то новое, отчего постоянно получаешь много кайфа, хотя и сложности преодолевать приходится.
Пройти эти уровни необходимо и не страшно, ужасно на этих уровнях развития застрять навсегда. И наверно ужаснее всего именно на третьем уровне - подавления.
После сложнейшего процесса отрыва от мамы с папой, ребенок оказывается в совершенно новой среде – группе сверстников, а иногда и разновозрастных детей, ну и некоторого количества взрослых воспитателей-преподавателей. И тут все очень зависит от того, что это за взрослые такие оказались рядом с ребенком и что это за группа.
Никакого осмысленного целеполагания и соответствующей мотивации, которые бы позволили как-то формировать осмысленную стратегию поведения - ребенок, да и вся группа в целом пока еще не имеют. Все активности ориентированы на удовлетворение сиюминутных потребностей в игре, общении и получению каких-то краткосрочных удовольствий. По сути дела, ребенок попадает в полную зависимость от среды. Он плотно встроен в то окружение, в которое он попал и полностью зависим от него. Его мотивы и цели, а так же способы их реализации зависят не от него, а от группы, в которой он оказался, причем не по своей воле.
Естественно, родители стараются выбирать максимально адекватное окружение для ребенка. И как правило детские учреждения отвечают минимальным требованиям, гарантирующим ребенку более-менее адекватную среду для развития. Но так происходит не всегда. Я, например, начал курить в 6 лет, и потом с трудом, уже в 18, избавился от этой привычки. И начал я курить не потому, что мне этого хотелось или нравилось, а просто потому, что курили все пацаны в нашем дворе и не курить было просто не «по-пацански», а кому хочется, чтобы его называли девчонкой в 6 лет. Именно потому, что ребенок, по сути, полностью зависит от внешней воли мы назвали этот этап «подавление».
Но этот период дарит и множество новых ощущений. Начинают формироваться первые дружеские отношения; близость с другими за границами семьи; возникают другие, помимо родителей, авторитеты и ориентиры в развитии. Перед ребенком открываются разнообразие характеров и стереотипов поведения, он видит новые позитивные и негативные примеры поведения. В этот период происходит огромная работа в плане формирования навыков социального взаимодействия - формируется способность встраиваться в групповую структуру, играть различные социальные роли, формируются первые навыки лидерства. В общем ничего плохого в состоянии «подавление» нет, это время для групповых игр. Никогда в жизни Вы не будите играть так много, с таким удовольствием и с таким творческим запалом.
Однако и этому периоду приходит конец. Для дальнейшего качественного развития ребенку нужно перейти к новому этапу. На следующем уровне развития, который мы назвали необходимость, ребенок должен приобрести важнейший навык – принятие ответственности за реализацию тех или иных жизненных задач, выполнение социальных и личностных обязательств. От способности принимать ответственность за простые задачи и достигать их без внешнего понуждения, до принятия ответственности за свое будущее в целом. В общем всего того, что позволяет ему стать по настоящему взрослым и самостоятельным человеком. Сенситивный период для преодоления очередного кризиса – кризиса «самостоятельности» 8-13 лет. Уже в этом возрасте определенная часть жизни ребенка становится зоной его личного контроля. Он должен научится формировать внутренние обязательства и достигать результатов без постоянной оглядки на взрослых. Это касается сначала простых вещей – выполнения определенных обязательств по хозяйству, домашних заданий, правил поведения. Затем все более и более сложных и комплексных задач, которые в итоге позволяют ему стать самостоятельной личностью.
И не дай бог кому-то не преодолеть этого кризиса. Задержка на уровне «подавления» - это незавидная судьба взрослого, не способного к самостоятельному существованию. Для выживания ему необходима внешняя мотивация и жесткий режим контроля, который часто выражается в прямом насилии. Такая личность способна выживать только в строго иерархических социальных группах с четким разделением функций, таких как криминальные сообщества, армия или под жестким управлением родственников. При этом такой человек будет находиться в подобных системах на низших этажах иерархии, занимать подчиненное положения. В общем не завидная жизнь и это точно не наша стратегия - такой товарищ не будет читать эти заметки. Да и вообще, это очень несущественный процент населения, и живут они как правило не долго.
Гриша Сотников. 26.07.2018.