Как ни странно (хотя чего тут странного, Бранденбургов в Пруссии было несколько), Бранденбургские ворота были и в Кёнигсберге.
Сохранились они и в Калининграде, хотя давно уже нет того, восточнопрусского Брандендурга, превратился он в поселок Ушаково, а замок и кирха Бранденбург «находятся в руинированном состоянии». Но это область, там все гораздо печальнее.
А тут — стоят красавцы, и кстати, единственные из 7 сохранившихся исторических ворот Кёнигсберга, до сих пор «работают», служат по своему прямому назначению.
Первые ворота на этом месте, на границе исторического городского района Хаберберг, появились в 1657 году, как часть Первого вального укрепления и были деревянными. Перед воротами был вырыт водяной ров.
Эти ворота простояли всего 100 лет и пришли в негодность. По приказу Фридриха II начали строить новые, кирпичные ворота. Дорога на юг была надежно защищена
У ворот появился подъемник, боковые казематы для гарнизона охраны.
В 1843 года была проведена реставрация ворот, но фактически их полностью перестроили. Ворота приобрели свой «готический» облик, появились характерные остроконечные фронтоны, цветы в виде крестов из песчаника, медальоны. С внешней стороны Бранденбургских ворот в медальонах «свили гнезда» два орла, символы Германии и Пруссии.
С внутренней стороны ворот были установлены барельефы военного министра фельдмаршала Германа Бойена, одного из авторов концепции реформы прусской армии, и генерал-лейтенанта инженерного корпуса Эрнста фон Астера, одного из создателей Второго защитного вала Кенигсберга и Бранденбургских ворот.
Во время II Мировой войны ворота почти не пострадали, в советское время использовались как склад, во внутренних помещениях размещались магазины.
В 1960 году Постановлением Совета Министров СССР получили статус объекта культурного наследия Калининградской области.
Совсем рядом с воротами сохранилась кирпичная стена Хабербергского кладбища.
На ней установлены три скульптурных портрета профессоров-ректоров Кенигсбергского университета «Альбертина»
Ворота — самая близкая к Центральному автовокзалу и Южному ж/д вокзалу достопримечательность. Достаточно встать спиной к вокзалу и пройти налево по Железнодорожной улице до ее пересечения с улицей Багратиона.