Увы, но наши люди после выхода на заслуженный отдых, зачастую, довольно быстро угасают… Поговорим о причинах.
Сейчас, когда активно обсуждается вопрос повышения пенсионного возраста, в СМИ и интернете мы регулярно натыкаемся на информацию о том, что россияне и до нынешней-то «планки» не всегда доживают. А кроме этого, после выхода на заслуженный отдых, к сожалению, многие очень быстро угасают. Почему так?
Конечно же, есть для этого, так сказать, объективные причины: тяжелый труд, нередко – на износ, финансовые сложности (что уж скрывать, пенсии у большинства мизерные), оставляющая желать лучшего экологическая ситуация, особенно в промышленных городах, вредящие организму зависимости – алкоголизм, курение, плюсом – некачественная еда… все это, само собой, здоровья не добавляет. Да, это так.
И это с одной стороны. С другой – верите вы или нет – но наш организм рассчитан минимум на сто лет функционирования. И доказательства тому – долгожители, которые перешагивают этот возрастной порог. Да, их немного, но они есть. И еще вопрос, кто является исключением: они или то большинство, что не доживает до 70-ти…
Да, можно сказать, что они, долгожители, родились и жили в лучших условиях, в другой экологии, не пахали, как волы, не стрессовали... И это, скорее всего, так и есть. Но это – не главное.
Дело не в условиях жизни, дело – в отношении. К себе, в первую очередь. И еще – дело в том, во что человек верит (и я сейчас говорю не о религии). А большинство россиян, что уж тут скрывать, верят в весьма вредный и столь же устойчивый стереотип, существующий в нашей стране. О том, что человек после пятидесяти лет – старая, никому не нужная развалина с изрядно подточенным здоровьем, которая зря коптит небо. Пусть не в таких формулировках, но по сути именно так - многие, если не большинство, у нас убеждены: старость – это не жизнь. Максимум, доживание. И старость наступает тогда, когда человек выходит на пенсию.
Спросите, как это убеждение влияет на раннее угасание? Да напрямую. Но тут нужно понимать устройство нашей психики: есть сознательное, и мы можем им управлять, а есть – бессознательное, и оно управляет нами. Так вот убеждение о том, что «после пенсии жизни нет», как раз «сидит» в бессознательном. И оно, бессознательное, стремится наши убеждения подтверждать. Оправдывать. Вы, возможно, замечали это в мелочах: прочитаешь астропрогноз на день, поверишь, что сегодня у тебя удачный день – и он и впрямь проходит удачно. Это так называемое «самосбывающееся пророчество», которое не имеет отношения к мистике. Это – закон нашей психики: мы неосознанно подтверждаем то, во что верим.
Собственно, на этом же принципе основан эффект плацебо: человек верит, что ему сделали укол обезболивающего, «обманутая» этой верой психика, условно говоря, дает команду мозгу, а мозг уже командует другим системам – и вуа-ля, в организме вырабатываются эндогенные (естественные) анальгетики. Результат: человек и впрямь не чувствует боли.
Вот точно так же работают убеждения: человек верит, что после пятидесяти (шестидесяти и т.д.) жизни нет – и вуа-ля, психика «командует», мозг берет «под козырек» и запускает в организме обратный отсчет… По сути, при помощи таких вот глубоких, бессознательных убеждений мы сами себя программируем. Конечно, я описываю эти процессы упрощенно, только самую суть.
Итак, первая причина, по которой наши люди быстро угасают после выхода на заслуженный отдых – убеждение, что после пенсии «жизни нет», что «пятьдесят плюс» - это старость.
А вторая заключается в том, что большинство наших людей ощущают себя живыми тогда, когда они кому-то нужны. Мужу/жене, детям, внукам, Родине. Вот эта пресловутая «нужность», «полезность», которую мы здесь все буквально с молоком матери впитываем, является двигателем и источником жизненных сил. У нас в стране у большинства же четкий сценарий жизни: родился-учился-женился-работал-содержал семью-растил детей-помогал растить внуков-финал.
Что происходит, когда человек выходит на пенсию (и не работает после этого)? Он становится ненужным. Точнее, он так начинает себя чувствовать: я не нужен. А раз я не нужен, мне незачем жить. Повторю, это убеждение не осознается, но – управляет нами. Мозг получает команду: не нужен, жить незачем. И запускает программу ликвидации.
Что же делать? Менять, трансформировать эти убеждения. Еще до наступления пресловутого пенсионного возраста учиться быть нужным самому себе. Ценить себя, уважать. Уважать свои интересы, потребности, желания. Учиться ЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ. На эту тему сегодня множество книг есть, и курсов, и тренингов, в том числе, - для пенсионеров.
Трансформировать убеждение о том, что в пятьдесят наступает старость: да хотя бы оглянуться на другие страны, западные, в первую очередь, – там люди после выхода на пенсию только жить начинают! И «старым» там считается человек, чей возраст переваливает восьмидесятилетний порог. Вот посмотрите на них и спросите себя: если они могут в 60, в 70 чувствовать себя живыми, бодрыми, энергичными, активными, почему я не могу? И не ищите ответ, ибо единственно верным здесь будет лишь один: можете. Просто разрешите себе быть не старыми, а зрелыми. Разрешите себе быть не «никчемными», а нужными себе. Разрешите себе жить дальше. И – дольше.