Найти в Дзене
muntaqa.info

Наставление шейха Абдульмухсина аль-Аббада шейху Раби’ аль-Мадхали и отзыв о его манхадже

Слева шейх Салих аль-Фаузан, справа шейх Абдульмухсин аль-Аббад
Слева шейх Салих аль-Фаузан, справа шейх Абдульмухсин аль-Аббад

Писал шейх Абдульмухсин аль-Аббад о наставлении, которое он отправил 15 лет назад шейху Раби’ аль-Мадхали по причине смуты, распространившейся среди молодежи в вопросах джархования:

«В начале рамадана 1423 г.х. за шесть месяцев до издания послания «Мягкость к приверженцам сунны, о приверженцы сунны» я отправил письмо с наставлением одному из тех, под впечатлением от кого находилась часть молодежи приверженцев сунны…»

Известно, что это письмо было отправлено шейху Раби’, и это даже очевидно по контексту всего письма, от его начала до конца. Далее наиболее важный отрывок из него:

«Раньше я слышал от вас слова, что занятие хадисами и передатчиками отвлекло вас от Корана и размышления над его смыслами. И я скажу: теперь вас отвлекли и от Корана и от хадисов разговоры (с критикой) приверженцев сунны и других людей. Это отвлекло вас от знаний Корана и сунны и уменьшился ваш научный вклад в последнее время как результат этого. Несомненно, борьба с теми, кто не из числа приверженцев сунны, и кто распускает смуты и приуменьшает значение ученых, заявляя, что они не понимают действительность — борьба с этим уместна. Но то, что неуместно, это — выслеживание ошибок некоторых приверженцев сунны и порочение их за то, что они не согласны с некоторыми вашими мнениями. Не годится уделять много времени занятостью ими. И если случились у них какие-то ошибки, то не годится увлекаться занятием этим, постоянно повторять об этом и вести об этом разговоры на собраниях. Затем, во время спора у вас случается гнев и повышение голоса, и в этом, как дополнение к тому, что есть в этом недопустимого, так же вред вашему здоровью».
См.
«Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/287-289., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

Шейх Раби' аль-Мадхали
Шейх Раби' аль-Мадхали

В этой же книге, посвященной опровержению смуты джархования и предостережению от нее, шейх аль-Аббад снова упоминает шейха Раби’ аль-Мадхали вместе с упоминанием о роли шейхов Фалиха аль-Харби, Убейда аль-Джабири и Ахмада ан-Наджми в разжигании этой смуты. Шейх аль-Аббад снова не назвал их имена, однако подал их описание так, что читателям, которые в курсе происходящего, понятно, о ком идет речь.

Пишет шейх аль-Аббад:

«И близко к нововведению экзаменации людей личностями то, что произошло в это время из впадения малой группы приверженцев сунны в смуту джархования и обвинения в нововведенчестве некоторых своих братьев из числа приверженцев сунны. Результатом чего является взаимное бойкотирование, порывание отношений и преграждение другим пути получения пользы от них. И это джархование и обвинение в нововведенчестве с их стороны бывает основано на предположении, что нечто, не являющееся на самом нововведением, является нововведением.

Из примеров этого то, что два великих шейха — Ибн Баз и Ибн Усаймин, да помилует их Аллах — дали фетву определенной группе с дозволением некоего дела, в котором они (два шейха) видели пользу. И из тех, кому не понравилось содержание этих фатв — эта малочисленная группа (занятая джархованием), и они выступили с порочением этой группы (получившей фатвы от шейхов). Но дело на этом не остановилось. Порочение (джархующих) перешло и на тех, кто сотрудничал с этой группой в проведении лекций. Они (джархующие) говорили про таких, что они — мумайи’ (размывающие) саляфитский манхадж. В то время как два великих шейха (Ибн Баз и Ибн Усаймин) проводили лекции через телефон для этой группы (получившей фатвы)(1).

Также к этому относятся предостережения от посещения уроков человека, потому что он не критикует такую-то личность или такую-то группу.

Ведущую роль в этом занятии исполнил один из моих учеников на факультете Шариата в Исламском Университете, который закончил в 1395-1396 г.х.(2) Его место (по успеваемости) было 104 из 119 выпускников. Он не известен занятостью наукой, и я не знаю о наличии у него ни записанных научных уроков, ни написанного большого или малого труда. Основное его занятие: джархование, обвинение в нововведенчестве и предостережение от многих приверженцев сунны, при том, что сам он не достиг и щиколотки некоторых из заджархованных им по причине большой пользы их уроков, лекций, трудов. И не будет конца удивлению разумного человека, если он прослушает его запись, содержащую долгий телефонный разговор между Мединой и Алжиром. В этой записи спрашиваемый отведал мяса многих из приверженцев сунны, а спрашивающий потратил свое имущество не по праву. Число тех, о ком было спрошено в этой записи превысило три десятка человек, среди них и министр, и большой, и малый. Среди них и небольшая группа, положение которой не требует сожаления. И спасся от этой записи только тот, о ком в ней не было спрошено. А некоторые из тех, кто спасся от этой его записи, не спаслись от других его записей, которые есть в интернете.

Его обязанность — воздерживаться от поедания мяса ученых и требующих знание. А обязанность молодежи и требующих знание — не обращать внимания на эти джархи и обвинения в нововведенчестве, которые вредят и не приносят пользы; и заняться полезным знанием, которое оборачивается для них добром и похвальным окончанием в этой жизни и в последней…

…В моем послании «Мягкость ахлю сунна к ахлю сунна» я привел много аятов, хадисов и асаров об удержании языка от порочения приверженцев сунны и особенно обладателей знания из их числа. И все равно оно не понравилось этому джарховщику (джарих). Он сказал, что оно непригодно для распространения и предостерег от него и от распространения его. И нет сомнения, что тот, кто встретит этот джарх и прочтет мое послание, обнаружит, что это постановление в одной долине, а послание — в другой. И что дело обстоит так, как сказал поэт:

«Глаз может отрицать солнечный свет из-за попавшей в него пыли
А рот — вкус приятный воды по причине болезни»…

Соучастниками ученика-джарховщика (в выступлении против послания шейха аль-Аббада) стали трое(3). Двое в Мекке и Медине, они были моими учениками в Исламском Университете. Первый из них закончил университет в 1384-1385 г.х.(4), второй в 1391-1392 г.х.(5) А третий — на юге страны (Саудии)(6). Второй и третий назвали тех, кто распространяет мое послание «Мягкость ахлю сунна» нововведенцами. Это — массовое обобщенное обвинение в нововведенчестве. И я не знаю, знали они или не знали, что его распространяли ученые и требующие знание, которые не описываются нововведением. И я надеюсь получить от них те замечания, на которых они построили это общее обвинение в нововведенчестве, чтобы рассмотреть их».

См. «Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/325-330., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

______________________

(1) Таковым является отношение джарховщиков к тем шейхам, которые проводят уроки в помещениях благотворительной организации «Ихья ат-турас», о которой с похвалой отзывались Ибн Баз и Ибн Усаймин, и уроки в которой проводят многие известные ученые.

(2) В это время закончил Университет мединский шейх Фалих аль-Харби, который известен тем, чем описал шейх аль-Аббад первого ученика-джарховщика. Шейх Фалих аль-Харби был товарищем шейха Раби’, его восхвалял шейх Раби’, а окружение шейха Раби’ превозносило шейха Фалиха до степени имама, но до тех пор, пока не начался спор между шейхом Фалихом и самим шейхом Раби’. В результате серии взаимных опровержений шейх Фалих обвинил шейха Раби’ в ирджа и невежестве в науках, в том числе в джархе и та’диле, а для сторонников шейха Раби’ шейх Фалих стал заблудшим хаддадитом.

(3) Пишет в примечании к этим словам шейх аль-Аббад: «Трое, которые стали соучастниками ученика-джарховщика в выступлении против послания «Мягкость» — первый из них упомянул, что у него есть замечания к нему; второй сказал о тех, кто распространяет его, что это или приверженец страстей, или человек беспечный; третий вознес хвалу Аллаху за то, что от приверженцев сунны вышло опровержение на это послание и порицание его, и описал тех, кто раздает его, тем, что это нововведенцы». См. «Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/330., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

(4) В это время закончил Исламский Университет шейх Раби’ аль-Мадхали, проживавший на время написания данной работы шейха аль-Аббада в Мекке, и он в одной из записей «упомянул, что у него есть замечания к нему» — т.е. к посланию шейха аль-Аббада.

(5) В это время закончил Исламский Университет шейх Убейд аль-Джабири, проживающий в Медине, и он в одной из записей «сказал о тех, кто распространяет его, что это или приверженец страстей, или человек беспечный».

(6) Шейх с юга Саудовской Аравии, который «вознес хвалу Аллаху за то, что от приверженцев сунны вышло опровержение на это послание и порицание его, и описал тех, кто раздает его, тем, что это — нововведенец» — Ахмад ан-Наджми.

Последние слова шейха Абдульмухсина аль-Аббада про шейха Раби’ аль-Мадхали, примерно 2013 г.:

Говорит шейх аль-Аббад: «Шейх Раби’ относится к тем, кто занят исламским знанием в это время. Он сделал хороший и даже большой вклад, будучи занятым сунной и написанием трудов. У него хорошие, важные и полезные труды. Однако, в последние времена он занялся тем, чем не должен был заниматься. Ему следовало заниматься тем же, чем он был занят ранее, предаваться усердию в написании полезных работ. Но в последние времена от него вышло то, в чем мы с ним не согласны. Мы просим Великого и Величественного Аллаха, чтобы Он направил нас и его ко всему благому, и чтобы направил всех к тому, конец чего будет похвальным. 
Я не порочу его и не предостерегаю от него, и говорю, что он из числа утвердившихся ученых. И если бы он занялсяисламским знанием и проявил усердие в этом, то принес бы много пользы. Раньше его усердие (в исламских науках) было большим нежели сейчас
Я считаю шейха Раби’ одним из тех ученых, к которым стоит прислушиваться, и чья польза велика, однако, слова каждого принимаются и отвергаются. Никто не безошибочен. И мы противоречим ему в некоторых делах, которые происходят более всего в это время, эта смута, которая распространилась и охватила всех, так что требующие знание стали бойкотировать друг друга, пререкаться и враждовать между собой по причине того, что происходит между ним (шейхом Раби’) и другими. Люди разделились на два лагеря. Смута охватила и увлекла людей. Ему (шейху Раби’) и другим следует оставить пребывание в том, в чем произошла смута. Им следует оставить как совершение того, что увеличивает эту смуту, так и пребывание в этом положении. Им следует заняться полезными знаниями, а не тем, из-за чего произошел раскол и разделение. И я прошу у Великого и Величественного Аллаха успеха для всех».
Сл. «Шарх аль-Арба’ин ан-науауия», 18.

Источник: https://muntaqa.info/abbadmadhali
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh