В жизни каждого человека должно быть хотя бы одно фанатичное увлечение. Моё - советская фантастика. Высокие атлетичные брюнеты покоряющие бескрайние и неизведанные просторы, космические пения звезд... А больше советской фантастики я люблю советский постапокалипсис. Вот уж где атмосфера всеобщего тлена и безысходности. Список моих личных предпочтений.
Письма мертвого человека
Холодная война, авария на ЧАЭС. "Письма мертвого человека" стал скорее фильмом-предупреждением, чем фильмом-катастрофой.
В неназванном городе в неназванной стране произошла глупая ядерная катастрофа. Оператор ядерного центра подавился кофе и не смог отменить старт ракеты с ядерной боеголовкой, к которому привела ошибка компьютера.
Главный герой - Нобелевский лауреат Ларсен живет в подвале музея, переоборудованном под бункер. Вместе с ним живут и бывшие сотрудники музея. Жена Ларсена медленно умирает от полученной дозы радиации. Центральной темой фильма становится поиск смысла существования и стремление человека с самоуничтожению. Ларсен пытается понять, идет ли война, или же ничего этого нет. Пытается объяснить произошедшее и не на находит этому объяснения. Единственная для него отдушина - это письма, которые он пишет своему погибшему сыну Эрику. И дети из приюта, с которыми профессор встречает Рождество у елки из проводов и старых радиодеталей.
Желто-коричневая картинка, атмосфера боли и смерти, плывущие по полу когда-то ценные старинные рукописи. Больно, страшно и жутко реалистично.
Через тернии к звездам
Звездолет "Пушкин" обнаруживает погибший космический корабль с трупами человекоподобных существ среди которых оказалась девушка Нийя. Её привозят на землю и селят в семье специалиста по контактам с инопланетянами Сергея Лебедева. Она учится жить среди землян и пытается вспомнить своё прошлое, которое иногда просачивается в её сознание в виде страшных и коротких флешбеков.
Постепенно Нийя привыкает к жизни на Земле, но все же её не отпускают мысли о том, кто она такая и для чего она нужна. На Землю прилетают посланники с планеты Десса и девушка все вспоминает. На Дессе растрачены все природные ресурсы и уничтожена биосфера, а местные жители вынуждены покупать воздух, воду и продукты питания у местного монополиста Туранчокса.
Проблем фильм поднимает много. Охрана окружающей среды, проклятый капитализм (немного советской идеологии), проблема монополий и что же такое человек. Можно ли считать человеком искусственного клона, робота, который говорит, мыслит, чувствует и любит. За долго до "Призрака в доспехах")
Будет ласковый дождь
И опять мы говорим о ядерной катастрофе. На этот раз - мультфильм снятый на студии "Узбекфильм" по мотивам рассказа Бредбери.
2027 год. Роботы будят людей, собирают ребенка с школу, готовят хозяевам праздничный новогодний ужин, за окном кружится снег и летает белая птица. Вот только люди живущие в доме давно мертвы и от них остался только пепел.
В разбитое окно дома влетает птица. Робот, пытающийся её поймать громит дом, протыкает распятие Христа, разбивает музыкальную шкатулку, проламывает стену и уничтожает сам себя. На чудом уцелевшем экране появляется картина окна с залитым солнцем лесом. Птица начинает биться об него, пытаясь попасть в иллюзорный мир.
Проблема ядерной зимы и наращивания вооружения в период Холодной войны волновало как США и так Союз. И вот, в результате этой самой ядерной зимы исчезло все человечество. Изменилось ли что-то в этом мире? Скорее нет, чем да. Природа все так же прекрасна, а вещи, сделанные человеком, могут работать и без его участия. Так для чего же мы нужны на этой планете?
Посетитель музея
Драма от режиссера "Писем мертвого человека". Мир пережил экологическую катастрофу. Льды тают, горы мусора растут, планета гибнет.
Главный герой, один из немногих выживших и сохранивших свой рассудок, посещает метеостанцию, где находит музей - остатки былой цивилизации.
Человечество в упадке. Все меньше рождается здоровых детей, все больше рождается "дебилов". Это люди с физическими и психическими недостатками. Они презираемы всеми и живут в резервациях. На улицах пыль, груды мусора и невозможно дышать. На метеостанцию можно попасть только в период отлива и главный герой вынужден познакомиться с местными "дебилами", у которых есть своя религия. И пока "нормальные" жители пьют, едят, веселятся и праздно проводят время, "дебилы" лишь наблюдают за этим.
Как и "Записки мертвого человека", эта картина снята в мрачных тонах с изобилием желтого и черного. Это фильм о поиске истинного и настоящего, жертвенности и противостоянии добра и зла. На роль "дебилов" были приглашены реальные люди с психическими отклонениями, за которыми на съемочной площадке наблюдали врачи.
Сталкер
Не упомянуть его невозможно. На землю упал метеорит, после чего в районе крушения стали пропадать люди и происходить странные события. Вскоре это место закрыли и назвали "Зоной". Герой фильма - Сталкер. Он проводит нелегальные экскурсии на зону и этим зарабатывает. У него есть жена и больная дочь
О "Зоне" ходит множество легенд. Якобы, там есть комната, которая исполняет любое желание. И вот однажды Профессор и Писатель нанимают Сталкера для поиска этой самой комнаты.
Вообще, после просмотра фильма я бы посоветовала прочесть книгу Стругацких "Пикник на обочине" по мотивам которой был снят фильм. Сравнивать их нельзя. Это два автономных произведения. Фильм прежде всего о поиске себя и поиске своего пути. В фильме очень много библейских отсылок, присущих Тарковскому. Великолепный визуал и яркие образы.