Эталон женской (впрочем, как и мужской) красоты - это ни разу не физиология. Идеал - это типаж, наилучшим образом вписывающийся в эстетику пространства, то есть гармонирующий с дизайном квартиры, техники, одежды, сервировки стола и так далее. Так, если в моду вошёл геометризм, не ждите пышных форм - полнотелая или фигуристая дама плохо смотрится на фоне кубов и тонконогих столиков.
Так вот в 1950-е годы, когда актуальны были закруглённые, уютные формы, модна была фигура - «песочные часы», причём не важно, стройная ли она как у Людмилы Гурченко или статно-корпулентная, как Хитяевой или у Быстрицкой. Практически у всех киногероинь, манекенщиц и девочек-силуэтов из журналов мод - чётко выраженные грудь-талия-бёдра.
Мягкие, закруглённые формы буквиц в рекламе или просто в книгах (неважно - по домоводству или по астрономии), обтекаемые бока пылесосов и автомобилей, сладкие до приторности голоса певцов. Музыка - и та мягкая, приятная, безмятежная - все эти милейшие «Ландыши» и «Бессаме мучо». В экране царит культ уверенности и спокойствия.
Жизнь прекрасна, а круглолицые, с тонкими талиями, девушки носят юбки, похожие на раскрытые чашечки цветов или - на бутоны. Красивая, устроенная квартира (или даже комнатка в общежитии!), яркие краски, богатые столы, струящиеся ткани. Особенно это заметно в так называемых «фестивальных фильмах» - «Матрос с 'Кометы'», «Девушка с гитарой», «Карнавальная ночь».
Но даже в таких социально-производственных шедеврах, как «Высота» или «Весна на Заречной улице», подспудно проводится всё та же мысль - девушки (особенно - положительные) мягки на ощупь, сирень цветёт, а жакеты - «в талию». Эта эпоха пахнет цветами, сладкими духами, конфетами «Южные орехи», печеньем «Крымская смесь», летним прогретым воздухом.
Это - дача со свежей, светлой террасой и белыми занавесками, с голосами Нечаева и Бунчикова из приёмника, с вечерним полупустым шоссе и букетом на круглом столе. Это - солнечные проспекты с новыми домами - без архитектурных излишеств, потому что все излишества с фасадов «перешли» на столы и в серванты. Культ честной зажиточности!
Девочки в общежитиях украшают свой немудрёный быт салфетками, слониками и «крутобедрыми» флаконами парфюма. В моде книги по ведению хозяйства - советские fly-ladies учатся закрывать на зиму земляничное и абрикосовое варенье. Разумеется, этой конфетно-дачной эстетике, как нельзя лучше, подходила девушка с формами.
Их младшие сёстры-худышки, которые потом станут бороться с мещанством и -с сервантами, пока ещё не востребованы. Ибо пока в моде - уютная женщина с бёдрами и грудями. Именно такая фигура хорошо монтируется с мягким диваном и его мощными валиками, с круглым столом, со сладким запахом пудры, с припевом «Ландыши-ландыши...!».
Зина Корзина (с)
https://zina-korzina.livejournal.com/492264.html