Решение об увеличении налога на добавленную стоимость, которое приняла Госдума большинством голосов фракции «Единая Россия», ещё больше повысит налоговую нагрузку на рядовых жителей страны. Насколько? В этом вопросе пытался разобраться СамолётЪ…
Депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект правительства России о повышении НДС с 18% до 20%. Инициативу поддержала фракция «Единой России». Все парламентские оппозиционные фракции выступили против законопроекта. Закон вступит в силу с 1 января 2019 года.
Налог «на бедность»
Повышение налога на добавленную стоимость принесет федеральному бюджету дополнительные 600−700 миллиардов рублей каждый год в течении ближайших трех лет. Эти деньги пойдут на выполнение нового «майского указа» Владимира Путина, который, в частности, предполагает повышение продолжительности жизни и снижение уровня бедности в России. На выполнение указа требуется как минимум восемь триллионов рублей.
Почему-то официально считается, что новый закон касается только бизнеса и никак не скажется на рядовых гражданах. Хотя всем понятно, что повышение будет ровным слоем размазано по всем товарам и услугам, потребляемым каждым россиянином. И наша жизнь обязательно подорожает. То есть в том смысле, что налог, введённый для борьбы с бедностью в России, богаче никого не сделает.
Официально подоходный налог на физических лиц в стране – 13%. Реально мы платим гораздо больше налогов. Только они по большей части не прямые, а косвенные, и не всегда честно называютсяналогами.
Катя и Петя платят налоги
Так сколько мы платим? Этим вопросом накануне задались коллеги с телеканала «Дождь». И вот, какой приближённый к действительности расклад у них получился.
Для начала надо понять, что налоговая нагрузка на каждого из нас определяется большим количеством факторов: сколько мы зарабатываем, что именно покупаем и чем владеем. В зависимости от того, есть ли у человека квартира или машина и какие товары преобладают в его личной потребительской корзине, сумма налогов, которые он платит прямо или косвенно, может существенно варьироваться.
Учитывая это важное обстоятельство, «Дождь» решил посчитать, сколько денег отдают государству два вымышленных россиянина с более или менее типичным набором потребительских привычек. Частично эти привычки описывает потребительская корзина, которую Росстат использует при расчете инфляции. Там, где методология Росстата не позволяет оценить реальную картину, использованы другие данные из открытых источников (например, статистика самых продаваемых автомобилей).
Вымышленных россиян Катю и Петю на телеканале сделали «наёмными работниками». Катя живет в Москве с зарплатой 90 000 рублей «грязными» (по данным Росстата, средняя номинальная зарплата в Москве по итогам апреля составила 89 318 руб.). Петя — из региона, он получает среднюю по России зарплату, которую Росстат оценивает в 35 000 рублей.
Поскольку и Катя, и Петя работают по найму, их работодатели, как налоговые агенты, платят за них подоходный налог в 13%. Таким образом, Катя ежемесячно платит в казну 11 700 руб., Петя — 4 550 руб.
Предположим, что никто из них не делает сбережений и тратит всё имеющееся. Чуть более трети располагаемых средств у каждого из них уйдет на продукты питания(по данным Росстата, доля продуктов в потребительских расходах россиян — 35%).
Если предположить, что по крайней мере половина товаров в потребительской корзине Кати и Пети попадают в категорию социально значимых и облагаются по ставке 10%, то суммарно со своих затрат на продукты Катя и Петя с учетом новой ставки НДС в 20% заплатят 4110 руб. и 1598 руб. налога на добавленную стоимость соответственно.
Катя позволяет себе бутылку вина и бутылку шампанского в месяц. Акцизами и НДС с этого алкоголя она отдаст в бюджет еще 259 рублей. Петя регулярно пьет пиво и покупает одну бутылку коньяка в месяц и таким образом платит в бюджет 882 рубля. В отличие от Кати Петя — заядлый курильщик. Пачка в день даст бюджету 1 134 рубля акциза и НДС в месяц.
Если Катя и Петя потратят почти все оставшиеся после продуктов, алкоголя и сигарет деньги на иные покупки и оплату услуг, то заплатят в бюджет еще 8 613 рублей и 3350 рублей налога на добавленную стоимость соответственно.
Итого реальная налоговая нагрузка на Катю составит 24 862 руб. или 27% зарплаты, на Петю — 11 514 руб. или 32% зарплаты.
Но предположим, что у Кати есть скромная квартира в Москве: кадастровой стоимостью в 2 млн руб. С квартиры тоже нужно платить налог — при нынешних ставках, которые кстати продолжат расти, это увеличит нагрузку на Катину зарплату до 28%.
А Петя ездит на KiaRio (по данным Ассоциации европейского бизнеса, это самый продаваемый автомобиль в России по итогам прошлого года) и через транспортный налог и акцизы на бензин отдает еще 1160 руб. в месяц. Таким образом, он отдает в общей сложности 36% зарплаты на все налоги.
Получается, что 30−40% в зависимости от зарплаты, расходов и собственности — примерный уровень налоговой нагрузки на средний российский кошелек. А не только всем известные 13%.
На самом деле налоги ещё больше?
Ранее декан факультета экономики МГУ Александр Аузан оценивал налоговую нагрузку на россиянина в 48%. Такая оценка учитывает социальные взносы, которые платят работодатели за каждого из своих сотрудников — 30% от зарплаты. Формально, эта сумма напрямую не касается кошелька россиянина, но, с точки зрения макроэкономиста, это еще один налог на труд, поэтому его учитывают в макроэкономических оценках.
По мнению того же профессора Аузана, косвенные налоги (а их в России очень много) имеют две важные особенности. Во-первых, они маскируют реальную налоговую нагрузку на каждого гражданина, поэтому её и можно так легко увеличивать без неприятных для власти последствий. Во-вторых, они прячут от самого гражданина его реальное влияние на жизнь собственной страны. А оно заключается не только в том, что гражданин раз в год приходит на избирательный участок и голосует за президента, губернатора или бесполезного* депутата. Но и в том, что граждане, собственно говоря, финансируют своими налогами существование государства. Одно дело, когда это финансирование составляет всего 13%, от которых можно отмахнуться. И совсем другое, когда это 48-50% от дохода каждого физлица – это уже повод для него потребовать от власти, чтобы она к теме как минимум прислушалась.
Тем временем в Вологде
Декларируемая «безболезненность» сравнительно небольшого налогового повышения разбивается о реальную практику налогового администрирования. Главный вывод, который она позволяет сделать – граждане уже сейчас платят налоги с трудом. Буквально сегодня в городской администрации Вологды состоялось совещание под председательством мэра Воропанова, на котором констатировалась сложная ситуация с собираемостью транспортного налога. Задолженность частных владельцев автотранспорта составляет более 120 млн рублей. Через службу судебных приставов взыскивается 80,7 млн рублей, более 53 млн рублей из этой суммы задолжали владельцы большегрузов и автомобилей, мощностью свыше 150 лошадиных сил.
За неуплату немалого налога, который люди часто не столько не хотят, сколько не могут заплатить, им грозит арест и конфискация транспорта. Эта мера считается у налоговиков наиболее эффективным способом возврата неуплаченных налогов.
По информации, представленной заместителем старшего судебного пристава городского отдела судебных приставов № 1 Анны Волковой,за полгода только в Вологде проведено 16 рейдов, наложено 185 арестов на сумму более 52 млн рублей, из них 106 транспортных средств на сумму 29 млн рублей арестовано в пользу бюджета, 31 транспортное средство помещено на специализированную стоянку.
«Списки должников отрабатываются по конкретным адресам», –доложила Волкова.
Участники совещания договорились выстроить взаимодействие и активизировать работу по поиску транспортных средств должников.
«Нам необходимо выполнить задачи, которые перед нами поставил Губернатор области Олег Кувшинников. В том числе, это и легализация «серой» заработной платы, повышение собираемости налогов, снижение недоимки. Задачи серьезные, в одиночку налоговой службе и судебным приставам с ними не справиться. По городу продолжает курсировать транспорт автовладельцев, которые накопили большую задолженность по транспортному налогу. Считаю такую ситуацию недопустимой, к работе привлечем все структуры, общественность и дружинников», – рассказал Мэр Вологды Сергей Воропанов.
Значит, транспорт «курсировать» перестанет…
Подробнее - на сайте