己所不欲,勿施于人
jǐ suǒ bù yù, wù shī yú rén
Не делай другим того, чего себе не желаешь; чего себе не хочешь, того другим не делай, поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Человек есть мера всех вещей.
О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни.
Протагор (ок. 485 до н. э. - ок. 410 до н. э.), древнегреческий философ, виднейший представитель старших софистов, а также таких философских течений как скептицизм и материализм.
В рамках недавнего обсуждения в социальных сетях статьи о связи китайских боевых искусств и религиозных учений, выяснилось страшное:
Наши собеседники обычно линейно переносят проявления нашей культуры на иной контекст: исторический, социальный и территориальный. Причем не просто проявления, но лишь частности, удобные им для трактовки. Это тем более странно, так как в наше время доступность путешествий по миру должна расширять понимание ошибочности подобного подхода. Вот приезжаешь даже в близлежащую от дома Финляндию и тут же не вооруженным глазом видно:
Здесь всё не так устроено!
И тут не родная "Чушка" с её многолетним пребыванием в Российской Империи, а далекая Поднебесная, когда-то символ инаковости. И ещё в давние советские времена в ЛГУ был популярен такой афоризм:
На Западе: либо белое, либо чёрное;
В Поднебесной: белое станет чёрным.
В Индии: белое уже есть чёрное.
Вот такой хороший пример, он кратко и ёмко иллюстрирует межкультурные различия. Правда Левант забыли упомянуть, но кому это сейчас интересно? И разговор у нас про этику и боевые искусства Поднебесной.
Но начнем кратко и постараемся предельно просто. Напомню одно из определений понятия религии:
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
Ключевое понятие здесь вера, однако в нашем привычном монотеистическом понимании христианства, иудаизма, ислама религии в Китае - просто нет!
Рассмотрим две основные составляющие нашей темы: Культ Предков и саньцзяо (儒释道三教 rúshìdào sānjiào), три больших Учения: конфуцианство, буддизм и даосизм. Сейчас даже поговорка есть:
Внешне конфуцианец, внутри даос, при смерти – буддист.
Базой здесь несомненно является Культ Предков, причём тут отсутствует привычный нам институт жрецов. А мы знаем и другое определение религии:
это инструмент, посредством которого институт жрецов обслуживает правящий класс.
Но в Поднебесной верховный жрец - это император, исполняющий этот самый Культ Предков, а на низовом уровне - это вы. Ну, это если вы старший мужчина в семье. И обряд свой вы исполняете по отношению к вашим, ушедшим на Небо предкам - отцу, деду, прадеду и так далее. А когда наступит ваш черёд покинуть этот мир, то уже ваш сын будет выполнять нужные ритуалы.
И вот эта клановая патриархальность закладывает основу этики отношений, делая разделение на своих и чужих. Тут есть много тонкостей и специфики, в том числе с учётом культуры малых народностей Китая, которых насчитывают аж 52. Но при этом всё в рамках традиционной космологии: Янский мир жизни на Земле и Иньский мир божеств и бесплотных духов. Человек - высшая стадия развития Мира форм, но как, когда и каким образом человек перейдёт в другой, потусторонний Мир зависит от него самого.
Принято считать, что основу этики в обществе определяли саньцзяо - три больших Учения, о которых говорилось ранее, где несомненно, конфуцианство - это действительно в некотором роде учение для облагораживания, исправления несовершенного общества, нежели совершенствование отдельного индивидуума, как в буддизме или даосизме. Здесь идея иерархии общественного порядка, где каждый должен занимать то место в обществе, что соответствует его сущности, располагая людей благородного склада, способных к великим делам, на вершине общественной иерархии, а людей низменного душевного склада - внизу.
В качеств этических норм - пять постоянств (五常 wǔcháng), добродетелей благородного мужа:
- человеколюбие (жэнь 仁);
- долг (и 義),
- ритуал (ли 禮),
- знание (чжи 智),
- искренность (синь 信) .
Главным инструментом поддержания этой правильной общественной иерархии выступает ритуал-ли. Изначально он означал строгое исполнение изначальных, идущих из Древних времён, обрядов у алтаря Предков, но затем был перенесён на общественную деятельность в целом, распространяясь на пять видов социальных взаимоотношений (правителя и подданного, отца и сына, мужа и жены, высшего и низшего по положению...)
Необходимость в упорядочивающем жизнь ритуале обосновывалась идеей об изначальной испорченности человеческой природы.
Человек изначально порочен и даже из-за малой выгоды способен на тяжкие преступления, если только его не остановит страх перед суровым наказанием. Поэтому следует применять очень строгие наказания даже за малые провинности, чтобы у людей не возникала никакая мысль о нарушении закона, большом или малом.
Гунсунь Ян (公孫鞅 Gōngsūn Yāng, 390 до н. э. — 338 до н. э.)
Нравственность - не естественна, её надо развивать, восполняя природное несовершенство человека.
Человек от рождения наделён дурной природой, а то, что в нём представляет добро, есть приобретённый навык .
Сюнь-цзы (荀子 Хúnzǐ, ок. 313—215 до н. э.)
Конфуцианство предлагает решать этот вопрос не через наказание, но через культуру. Это важный момент, который нам в дальнейшем надо будет помнить, когда будем говорить конкретно про у-дэ.
Согласно с культом Предков выстраивается патриархальная модель внутригосударственных отношений, где государство - одна большая Семья, в которой распределены все роли и определены границы удовлетворения потребностей индивида согласно его социальному статусу.
Иной подход был в двух других Учениях саньцзяо.
Вообще-то, что буддизм, что даосизм, оба учения до установления монастырей как средства обогащения отдельных представителей монашества и обслуживания правящего класса изначально были не сколько религиозными учениями в нашем понимании, сколько методологией следования Пути, который позволял достичь вполне конкретной Цели.
Например, в рамках буддизма - это набор методов и практик, позволяющих практикующему вырваться из бесконечной череды перерождений в Мирах Страданий, именуемых Сансарой. Что интересно, вопрос веры тут не особо важен: следуй наставлениям реализованного учителя и регулярная практика когда-нибудь даст результат, хотя обычно определенные полезные вещи по успокоению ума достигаются довольно быстро.
Однако исторически даосизм и буддизм были асоциальными учениями, они учили тому, как освободиться от оков и условностей социума, от тех ограничений, что препятствуют вам на пути собстственного совершенствования, для достижения высокой Цели. Именно поэтому брали обет безбрачия (именно это, кстати, символизирует завязанный пучёк волос на голове у даосов) и уходили отшельниками в горы - чтобы социум не мешал.
Напомню, это общество, что зиждилось на Культе Предков, то есть принимавший обет безбрачия тем самым разрушал устои общества (про налоговую базу тоже не забывайте: человек должен был жениться, завести детей, которые будут и после него работать в поле или заниматься ремеслом, чтобы платить налоги и т.д.). И это не вызывало народной любви к этим учениям.
Время не стоит на месте, развитие и распространение в народной среде, а главное - в обеспеченных и образованных кругах, способных воспринять воззрение этих учений, господдержка и развитие монастырей вывело эти учения на другой уровень: монастырь - это обычно сконцентрированный срез общества, со всеми его плюсами и минусами.
Надо понимать, что не всегда туда шли за Знаниями или Просветлением, туда бежали крестьяне в неурожай - чтобы избежать проблем от неуплаты налогов, аренды и прочих денежных проблем... Туда подкидывали или продавали детей (монастырские рабы были аж до Синьхайской революции), ибо не могли прокормить... Но также туда шли для более сытой и успешной жизни, можно было вполне неплохо жить в богатых монастырях не только на подаяния, которые вполне могли быть очень щедрыми, но и от подношений за выполнения различных ритуалов: долгой жизни, избавления от болезней, богатства и других. Богатства монастырей были порой столь обильны, что это даже вызывало репрессии. Так случилось в годы Танского У-цзуна, прикрывшего более тысячи монастырей и конфисковавшего их имущество в пользу государства, а бывших монахов и монашек тогда обязали вернуться в семью и обзавестись потомством.
Ибо далеко не все шли в монастыри, чтобы уподобится святым горным отшельникам, «поглощающих дыханием ветер, пьющих утреннюю росу и не потребляющих грубую пищу, сердце которых подобно роднику, а форма - невинной девушке».
Но вернемся к этическим моделям этих учений. Мы помним, что даосы учили следовать природе и жить естественной жизнью, основной нравственный принцип это у-вэй, недеяние. Но есть и десять правил, которые мы знаем из «Наставлений по установлению воли к мудрости»:
Не убивай, но всегда будь внимателен к живым существам.
Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях.
Не кради и не принимай нечестно нажитого.
Не обманывай других и не путай добро со злом.
Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении.
Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род.
Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием.
Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу.
Если кто-то навредил тебе, не думай о мести.
Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь достичь.
Буддизм полагал главной основой соблюдения нравственности - воздержание от десяти неблаговидных действий. Три из них касаются тела, четыре — речи и три — мыслей.
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство — преднамеренное лишение жизни живого существа — человека ли, животного или даже насекомого;
2) воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи;
3) сексуальный проступок — совершение распутных действий.
Четыре словесных дурных действия таковы:
1) ложь — обман других словом или действием;
2) злословие — раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные — разошлись во мнениях еще больше;
3) грубая речь — словесное оскорбление других людей;
4) пустословие — разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и т. п.
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому;
2) злонамереннность — желание повредить другому, неважно, сильно или нет;
3) ложные воззрения — вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или Три драгоценности, не существует.
Однако совершенно неправильно считать, что простые люди (да и не только простые и необразованные) проникались, вдохновлялись и следовали этим этическим нормам. Документы доносят до нас совершенно другие сведения: требовалось принудительное приобщение, да и оно не очень помогало..
В каждом селе и каждой стодворке завести небольшой деревянный колокольчик. В данной стодворке выбрать старых или увечных, не могущих работать людей, либо слепцов и приказать мальчишкам водить [их], держать колокольчик и обходить данную стодворку... Повелеваю им всем выкрикивать слова, [да] так, чтобы народ слышал и знал [эти слова], убеждающие людей быть добрыми и не нарушать уголовные законы.
Эти слова таковы:
- будь послушен и покорен отцу и матери,
- почитай и уважай старших и высших,
- живи в мире и согласии с односельчанами,
- воспитывай и обучай детей и внуков,
- каждый спокойно занимайся своим делом,
- не совершай дурных поступков.
[Кричать] таким образом шесть раз в месяц.
Император Чжу Юаньчжан, “Уведомление о воспитании народа”
Совпадают ли эти этические нормы в саньцзяо? Судите сами. На мой взгляд - не очень, и везде прослеживается следование этих этических норм нужной Цели. И у государства - одна цель, у буддизма - другая, у даосизма - третья.
Однако это очень краткий и сжатый обзор, некий ликбез, без чего нам в дальнейшем не понять - как, где и когда возникло понятие у-дэ (武德), в какой среде и почему получило своё основное развитие как протест против вышеупомянутой модели общества, как видоизменялось с ходом времени и развитием общества... Но об этом уже в следующем выпуске!
Вот краткое обобщение:
- религия базируется на вере, но в саньцзяо вопрос веры - не важен, следуй установленным ритуалам или практикам и будет должный результат.
- нет четырех религий: есть конфуцианство, которое вводит правила поведения для социума в рамках Культа Предков, а буддизм и даосизм изначально учили как из этого выйти.
Продолжение следует...
Дм. Моисеев