Я преподаватель. Преподаю студентам HR с 2015 года. И знаете, на правах HRdreamer очень хочется помечтать о том, как должна быть организована работа вузовского преподавателя.
Условия труда, конечно, очень важны: ноутбуки, маркеры, доски, аудитории с проекторами, пульт, переходники (преподы поймут, какое это счастье). Дело в другом. И здесь все вузы равны. Не в зарплате, хотя она маловата, конечно. Дело в ставке. Ставка решает все.
Штатный преподаватель на полной ставке должен отработать 900-1080 часов учебной нагрузки. Что это значит? Это 900 часов, которые идут на аудиторную нагрузку (то есть на непосредственное выступление перед публикой), экзамены, курсовики и прочее. Если взять для примера чистые часы, то получается такая картина: 900 часов в год = 112,5 часов в месяц (8 месяцев в году) = 28,1 час в неделю = 14 пар в неделю (1 пара = 2 часа). 14 (!) пар в неделю. Даже если 6 рабочих дней и нагрузка распределена равномерно (а так не бывает), то выходит по 2,3 пары в день. Конечно, часть часов возьмут на себя курсовики и пр., пусть даже будет 10-12 пар в неделю, по 2 в день. И так весь учебный год.
Преподаватели – люди привычные, студенты вообще удивятся – а что такого? У нас по 4-6 пар каждый день, нормально. Я начинала преподавать с 2 пар в неделю и думала, что это ужас-ужас. Доросла до 6 пар в неделю и поняла, что все, предел. Конец семестра ждешь сильнее, чем студенты. Преподавать – вообще-то тяжелый труд. Преподаватель должен готовиться к парам, а если у него было 4-5 пар, то он пришел домой и упал. А на следующий день еще 3 пары – этим студентам повезло меньше, он уже никакой. Я промолчу про то, сколько писем мы получаем и про время после пар, когда пообедать некогда, потому что у ребят вопросы, надо ответить, помочь. Конечно, молодые преподаватели справляются на энтузиазме и эмоциональном заряде, но и он иссякает. Мы подпитываемся энергией от наших студентов, что уж тут скрывать, но сколько мы ее тратим? И еще один момент – профессионализм. Чтобы быть грамотным преподавателем, нужно быть хорошим специалистом, экспертом в своей области. А это исследования, книги, выставки, конференции, но ключевое для менеджмента – опыт работы. Чтобы мы не учили тому, чего давно нет в компаниях. А как преподаватель может совмещать 10 пар в неделю с практикой? Верно, никак. Отсюда типичные студенческие жалобы на одни и те же лекции из года в год, на скучное изложение материала, отсутствие интерактива, на неактуальную информацию, на отсутствие заинтересованности со стороны ППС (профессорско-преподавательского состава). Когда вы были студентами, вам ведь было приятно, когда вас называли по имени без подсказки? Вот именно. Для меня знание имен студентов – это сигнал. Если я не могу вспомнить каждого студента из любой своей группы после 4-5 семинаров – пиши пропало, надо уменьшать нагрузку. Как там у Толстого? «Без любви жить легче, но без нее нет смысла».
Поэтому много совместителей, сотрудников на половину и четверть ставки и тех, кто работает по договору (как я). И бесконечное уважение героям на полной ставке.
Вы спросите, что же делать? Поделюсь своими мечтами. Цель вузовского преподавателя отнюдь не научить. Здесь все люди взрослые. Наша цель – дать возможность у нас научиться. Поэтому мы должны помочь найти свой путь к предмету для каждого обучающегося, индивидуально. А вот в промышленных масштабах поточных лекций этот фокус не проходит. Буду говорить за себя, то есть за менеджмент, хотя уверена, что с другими науками такая система тоже сработает. Итак:
• Преподавателей должно быть много. Значительно больше, чем есть сейчас. Чтобы они могли взять столько нагрузки, сколько могут для удачного совмещения с работой, исследованиями и семьей. И эффективностью проведения лекций и семинаров. Множество состоявшихся в бизнесе людей мечтают о передаче опыта, так почему бы не привлекать их на отдельные курсы или даже на отдельные темы? При этом есть и обратная ситуация: перспективные аспиранты, на которых свалилась масса курсов и групп, просто не выдерживают и уходят работать в офис, где эмоциональных затрат намного меньше, а доход больше. Конечно, при таком раскладе организация труда в вузе будет совсем иной, может быть усложнится координация расписания, понадобится система обучения практиков азам преподавания (а вы пробовали без подготовки выходить к группе 18-летних?). Но это того стоит, правда.
• У преподавателей должна быть обязательная практика. То есть если они взяли большую нагрузку и не совмещают преподавание с другой работой, то раз в год мы должны их отправить в поля. Или на гемба. Почему бы и нет? Это может быть проектная работа или небольшой консалтинговый проект в реальной компании. Зато сколько после этого будет свежих кейсов для студентов. Да и заблуждений поубавится.
• Разделяй и властвуй. Это я про научные исследования. Преподаватель-исследователь – это розовый единорог, который светится в темноте и гуляет по радуге. Ну то есть не бывает его в природе. Напишите мне, если вы такого встречали, я тоже хочу с ним познакомиться) Дело в том, что это разные компетенции. Кто-то больше склонен к эмпатии, коммуникации, развитию других, а кто-то – к работе с данными, литературой, проведению тестов, опросов и проверке гипотез. Конечно, можно совмещать, но нельзя требовать великолепного преподавания (с отличной оценкой преподавателя студентами) и 5 скопусовских статей в год от одного человека. А вот от двух талантливых вполне:)
• Преподаватели должны быть креативными. Есть огромное поле деятельности кафедры, подводная часть айсберга, которая не связана с непосредственным ведением пар. Мы готовим программы, приглашаем спикеров на мероприятия, придумываем ивенты для внеучебной студенческой активности, летом дежурим в приемной комиссии. Как это часто бывает: преподаватели после нескольких пар собираются вместе и пытаются что-то из себя выжать, но на самом деле им просто хочется отдохнуть от всего. Не надо так, давайте освободим преподавателей от гигантской аудиторной работы в пользу творчества (и на радость студенту).
• Аудиторные лекции в прошлом. Есть потрясающие лекторы, слушать которых – неописуемый восторг. Они обладают умением работать с аудиторией и неявным знанием, которое через монитор не передается. Но 90% лекций можно и нужно перевести в видеоформат, в зависимости от курса. А вот семинары должны быть очными, фасилитацию групповой работы, решение кейсов, ответы на вопросы не переведешь в онлайн без потери качества. Что касается экзаменов, то я за устные, конечно, потому что в процессе беседы студент сам прекрасно понимает, что он знает и чего не знает. Более того, я могу дать ему рекомендации на будущее. Но сейчас тенденция все экзамены сделать письменными. А это значит, что смысла собирать всех в одной аудитории нет и мучить преподавателя проверкой тестов жестоко. Тут дело за разработчиками системы для приема и автоматической проверки письменных экзаменов)
• И раз уж мы заговорили об оценках, то не кажется ли вам, что их как понедельники, нужно взять и отменить? Погоня за баллами, стремление что-то доказать родителям или одногруппникам, красный диплом на успешность никак не влияют. Хорошо бы сделать дисциплины разных уровней, ну что-то типа elementary,intermediate и advanced. Для математики прямо очень актуально :) Студент выбирает тот, что может потянуть, выполняет критерии и получает зачет. В дипломе будут все дисциплины с уровнями и описанием прогресса в каждой, своего рода портфолио. А потом при помощи какого-нибудь блокчейна работодатель видит эти результаты и берет юный талант на работу. Но пока я просто получаю слезливые строчки: «Анна Дмитриевна, почему 9, а не 10?»
Сейчас преподавание по большому счету – это начитка. Но пичкать студентов знаниями и навыками, которые быстро устаревают, уже недостаточно. Нам нужно готовить их к тому миру, который ждет их за вузовскими стенами.