Найти тему
inner emigrant

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР | Курс о театре «Лаборатория жизни». Пост №12

Вступив в позднее Средневековье, сегодня нам вновь придется покинуть западный мир и отправиться в Японию, чтобы познакомиться с одних из самых ярких и продолжительных театральных стилей в мире — «Но» («能», «Noh»). Мы отследим возникновение театра Но, увидим, как он процветал в 14-м веке. И, конечно, рассмотрим особенности его сценических постановок.

В процессе мы познакомимся с другим видом традиционного театра Японии — «Кёгэн» («狂言», «Kyogen») — фарсовыми сценками, которые разворачивались в перерывах между представлениями в стиле Но, чтобы напомнить публике, что окружающий мир наполнен не только мстительными духами умерших и плачущими женщинами.

А также рассмотрим «Ацумори» («敦盛», «Atsumori») — самую часто исполняемую пьесу в стиле Но, написанную легендарным актером и драматургом Дзэами Мотокиё (世阿弥 元清, Zeami Motokiyo).

Так что надевайте маску любимого духа и скорее на помост!

До сих пор точно не известно, когда и как именно театр возник в Японии.

Мифологическая версия гласит, что однажды богиню солнца Аматэрасу начали дразнить и обижать ее братья. Она спряталась в гроте небесной скалы. И мир потемнел. Остальным богам это не понравилось, и они пытались заставить ее вновь появиться. Однако ничего не выходило, пока Амэ-но Удзумэ, богиня счастья и радости, не придумала блестящий план.

Она решила петь и танцевать, попутно снимая с себя одежду. Богов это зрелище в прямом смысле свело с ума. Настолько, что богиня солнца не смогла удержаться от любопытства и высунула голову, чтобы посмотреть что за суета происходит.

Свет вернулся в мир. И заодно был изобретен жанр стриптиза. Стриптиз, театр и свет — все это на самом деле плоды одного дерева.

С немифологической точки зрения, театр в Японии вырос из священного танца, который был неотъемлемой частью ритуалов Синтоизма — традиционной религии Японии. В первую очередь из «Кагуры» («神楽», «Kagura»), что означает «Божья радость», — древнего ритуального синтоистского танца, представляющего собой танцевальную пантомиму в исполнении жриц, сопровождающуюся игрой на барабане и флейте.

Но в 6-м веке нашей эры появился буддизм.

И вместе с ним Япония приняла дополнительные формы танца и ритуалов, о некоторых из которых нам известно с 712-го года, благодаря тексту «Кодзики» («古事記», «Kojiki»), что означает «Записи о древних деяниях».

В довершение ко всему, в 782-м году некие дворянские зануды запретили придворных артистов. И их с распростертыми объятиями приняли синтоистские и буддийские храмы.

В результате богослужения в храмах становились все более и более впечатляющими. И в конечном итоге вышли за пределы храмов. Как вы помните, по похожей модели в средневековье литургическая драма воскресила театр на Западе.

В этом процессе у стиля Но было два непосредственных предшественника:

1. «Дэнгаку» («田楽», «Dengaku») или «Музыка полей», предположительно пришедший из Кореи, — одно из первых общедоступных городских зрелищ, рассказывающее о борьбе за контроль над рисовыми полями между силами добра и зла и сопровождающее весенние посевы риса и последующий осенний сбор урожая.

2. «Саругаку» («猿楽», «Sarugaku») или «Музыка обезьян», вероятно возникший в Китае. Этот вид народного фарса содержал акробатику, клоунаду, жонглирование, хождение на ходулях, танцы, фокусы и многое другое, особенно отличаясь представлениями с животными и наготой. Но наиболее важно, что Саругаку включал в себя также и танцевальный театр, в котором хор произносил строчки от лица главного персонажа.

Оседлая жизнь при храмах способствовала повышению исполнительского мастерства актёров, для них впервые также возникла возможность обучаться грамоте, ознакомиться с буддийскими текстами, литературой и поэзией. Это и привело к изменению содержания представлений Саругаку, перешедших от изображения бытовых и сатирических сцен к религиозно-философским темам. Новые пьесы получили название Но, а их представление стало именоваться Саругаку-Но.

По-настоящему забавный момент произошел с Киёцугу Канъами (観阿弥 清次, Kiyotsugu Kan'ami) — признанным исполнителем Саругаку-Но.

Япония того времени была устроена по принципу сёгуната, при котором, несмотря на наличие императора, вся верховная власть принадлежала сёгуну. В 14-м веке сёгуном был Ашикага Йошимицу (足利 義満, Ashikaga Yoshimitsu). И он много времени уделял культуре, став сначала покровителем Канъами, а затем покровителем и любовником его сына — Дзэами Мотокиё (世阿弥 元清, Zeami Motokiyo).

Именно Канъами, удалось совместить Саругаку-Но с сюжетами, заимствованными из классических японских источников, таких как «Повесть о Гэндзи» («源氏物語»), а затем еще и связать все это с почитанием Буддизма.

А после его сын, Дзэами, взял эту форму, усовершенствовал ее и даже написал несколько теоретических текстов о сформулированном стиле Но.

Также Дзэами пишет около сотни пьес в стиле Но. И 21 из них сохранились до наших дней.

Пьесы Но предельно короткие — всего примерно на 10 страниц.

Но их сценическое исполнение может занимать от 30-ти минут до 2-х часов, что по современным меркам уже вполне похоже на основательный вечер в театре.

Однако, когда у вас 5 видов пьес в стиле Но, и придворные развлечения включают в себя по одной пьесе каждого типа, представления могут длиться все 8 часов, что уже довольно внушительно.

Каждая пьеса Но состоит из двух сцен. И большинство из них рассказывают о духах, демонах и муках человека, который не может обрести покой.

Язык таких пьес является смесью стиха и прозы, большинство из которых исполняли пропевается хором.

И абсолютно каждая пьеса Но заканчивается танцем.

5 типов пьес Но следующие:

1) Ками-Но («ками» — божество), куда входит священная история о божествах синтоистского пантеона.

2) Сюра-Но («сюр» — душа самураев, попадающих в ад), где дух война-героя рассказывает о своей смерти, страданиях после неё и просит священнослужителя о спасительных для его души ритуалах и молитвах.

3) Кадзура Моно (в буквальном переводе — «пьеса, [исполняемая] в парике») повествуют о любви. По большей части их героини — красивые женщины, предстающие в виде духа или ангела. Их роли исполняют мужчины в специальных париках, на что и указывает название.

4) Пьес четвертого типа целый ряд. Чаще всего они включают Гэндзай-Но («Но о реально существующем»), в которых все действующие персонажи — реальные живущие люди. Или Киоджо Моно («Но о безумных женщинах») — грустные париковые пьесы о женщине, которая потеряла ребенка или возлюбленного, отчего сошла с ума.

5) Заключительная пьеса — Китики-Но («Но о демонах»), где появляется демоническое существо (исполняемое артистами в возможно самых крутых и пугающих масках за всю историю театра) — злобный дух умершего или полудемон, питающийся человечиной.

Все пьесы в стиле Но являются философскими и весьма статичными.

В их содержании много синтоистических идей о связи человека с природой и одновременно буддийских идей о перерождении и разрушительности желаний.

В пьесах Но совсем немного действия. Их главная цель — не рассказать историю, а передать настроение.

Каждая пьеса имеет, как минимум, трех персонажей (реже встречается четыре или пять):

1) Главный герой — Ситэ («тот, кто действует») — единственный, кто носит маску.

2) Второй персонаж — Цурэ (также называемый Ситэдзурэ — «сопровождающий действователя») — компаньон Ситэ.

3) Третий — Ваки — свидетель или антагонист.

Часто в первой сцене Ситэ скрыт или замаскирован, а появляется только во второй сцене. Иногда Ситэ даже играет сразу двух персонажей (и скоро мы увидим как это бывает).

В интермедиях, между каждой сменой 5-ти типов пьес Но (а иногда даже между двумя сценами пьесы одного типа) представлялись комедийные сцены, называемые «Кёгэн» («狂言», «Kyogen»).

Их задача была в том, чтобы обеспечить зрителям приятную смену темпа, чтобы последующие пьесы Но могли раскрыться со свежим вкусом.

Кёгэн могут быть двух видов — пародии, во многом напоминающие древнегреческие сатировские пьесы, и сцены из повседневной жизни главных героев, что напоминает уже римские комедии. Но в обоих случаях есть есть одно критичное отличие: Кёгэн абсолютно никогда не могут быть вульгарными.

Как правило, представления Кёгэн короткие, в них немного музыки. И хотя язык пьес этого жанра более случаен, чем в пьесах Но, они все еще исполняются очень тщательно.

Сцена в театре Но довольно неординарно устроена.

Ее основная часть, называемая «Хонбутай» («本舞台», «Hon-Butai»), представляет собой целое сооружение на подобии храма и увенчана крышей, удерживаемой четырьмя колоннами. Под сцену встроены кувшины и сосуды, чтобы усиливать акустику. А справа — длинный помост под название «Хасигакари» («橋掛», «Hashigakari» — «дорога цветов»), также покрытый крышей. По этому помосту основные персонажи входят на сцену и уходят с нее. Вдоль него высаживают три сосны, символизирующие небеса, землю и человека. Задняя же стена обычно содержит нарисованное изображение сосны.

Никаких декораций в театре Но нет. Вообще. Но это отсутствие компенсируется богатыми костюмами артистов, вручную вышитыми из лучшего шелка. Самым важным объектом на сцене является веер. Он может представлять дождь, ветер, солнце, луну и множество других вещей.

В дальнем конце сцены располагается оркестр из трех или четырех человек, называемый «Хаяси» («囃子», «Hayashi»). Все музыканты облачены в костюмы самураев. Традиционный состав оркестра — флейта и два или три барабана. Они следуют за ритмом и движениями актеров.

В дополнение к основному составу исполнителей хор из 6-10 человек поет, рассказывает или, как и в санскритском театре, озвучивает строчки Ситэ (главного героя), когда тот занят танцем.

Театр Но очень жестикуляционный и кодифицированный.

Артисты Но тренируются с семилетнего возраста. В нем нет никаких режиссеров и ничего похожего на то, что мы называем репетициями. Строгость обучения с самого детства подразумевает, что выступления актеров абсолютно каждый раз должны быть идеальными.

Только Ситэ (главный герой) носит маску. И эта маска может быть пяти видов — агент, мужчина, женщина, божество или демон.

Дзэами, который написал более 20-ти монографий, объясняющих философию и стиль театра Но, говорил об актерской игре, что она подобна прозрачному кристаллу, производящему огонь и воду, или бесцветному вишневому дереву, несущему цветы и фрукты — превосходный художник создает движущееся произведение искусства из пейзажа.

В своей душе, согласно Дзэами, актер использует три техники:

1) Мономанэ — подражание и воплощение персонажа.

2) Югэн — предоставление изысканности и элегантности в воплощении, подчеркивающее при этом непостоянство жизни.

3) Хана (цветок) — спонтанность спектакля, поскольку даже в столь строгих и систематизированных рамках стиль игры каждый раз будет неминуемо отличаться.

Театр Но был в первую очередь придворным развлечения для аристократических зрителей. Но в отличии от других культур японцы в основном очень высоко почитали представителей актерской профессии. Многие из исполнителей смогли даже удостоиться чести присоединиться к благородной касте самураев.

И раз уж речь зашла о самураях, давайте напоследок поближе рассмотрим одну из самых знаменитых пьес театра Но — трагическую сказку «Ацумори», написанную легендарным Дзэами Мотокиё.

Пьеса начинается с того, что Ваки (свидетель), облаченный в одежды священнослужителя, входит через помост на сцену, произнося монолог «Проснитесь, чтобы осознать мир! Ведь именно отброшенный в сторону сон — и есть реальность».
Затем, на всякий случай, если кому-то буддийский посыл не оказался полностью ясным, свидетель говорит, что раньше его имя было Кумагаэ, но теперь его зовут Рэнсэй. Он стал монахом, потому что чувствует вину за убийство молодого воина Ацумори.
Рэнсэй объясняет, что он отправляется в путешествие, и молится за свою душу. Затем он пересекает сцену и... его путешествие завершено.
Прибыв в пункт назначения, он видит Ситэ, облаченного в костюм деревенского жителя, который играет на флейте. Рэнсэй удивлен, что человек низкого класса может играть так хорошо. Это побуждает его еще больше проснуться, чтобы осознать мир, и они начинают разговор о флейтах, который быстро оборачивается разговором о смерти Ацумори. Вместе они молятся, после чего Ваки просит Ситэ рассказать историю смерти Ацумори.
Оказывается, Ацумори уже был готов скрыться от битвы, когда вдруг осознал, что забыл свою драгоценную флейту. И, после того, как вернулся за ней, понял, что пропустил последнюю лодку и путь к спасению отрезан. Он встретил вражеского война Кумагаэ, который восхищался храбростью и элегантностью Ацумори, но все равно убил его.
И тогда Ваки признается, что он и есть Кумагаэ.
Во второй сцене Ваки молится перед сном. Ситэ, на этот раз замаскированный под призрак Ацумори, входит и танцует, пока хор описывает смерть Ацумори. Рэнсэй думает, что призрак пришел, чтобы отомстить. Но вместо этого он встает на колени и просит Рэнсэйя молиться за его душу в надежде, что они оба переродятся на одном лепестке лотоса, что является дзен-версией хэппи-энда.

Как видите, мораль у этой пьесы довольно простая: излишняя привязанность к флейте плохо заканчивается для всех. Но, если серьезно, то философская ориентация, медленный темп и меланхоличный тон — вот, что радикально отличает жанр Но от других видов мирового театра, с которыми мы сталкивались прежде.

Но есть у театра Но еще одно важное отличие, которое оказалось неподвластным ни одному другому виду западного или восточного древнего театра. Дело в том, что Но — форма живого искусства, которую продолжают и сегодня исполнять должным образом обученные труппы актеров, унаследовавшие традиции со времен самого Дзэами, несмотря на все войны 19-го и 20-го столетий. До сих пор театр Но — важнейшая часть японской культуры.

А нам же пора поторопиться к возвращению на запад. Нас уже ждут в Италии, где театры, очень быстро став неоклассическими, стали затем крайне неприличными и грубыми.

До скорого!

________

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Курс продолжается исключительно до тех пор, пока вызывает интерес. Если вы заинтересованы в его продолжении, достаточно это обозначить любым удобным способом — лайк / коммент / сообщение к оригинальному посту в фейсбуке:

________

ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ КУРСА:

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
11 — «Мистерии и моралите»:
https://goo.gl/XTmEaF
10 — «Сакральная комедия»:
https://goo.gl/NzQTq1
09 — «Литургическая драма»:
https://goo.gl/T58BF7

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
08 — «Санскритская драма»:
https://goo.gl/uhmgrz

ДРЕВНИЙ РИМ:
07 — «Римская драма»:
https://goo.gl/6KxHFc
06 — «Римский театр»:
https://goo.gl/nPqpxA

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
05 — «Греческая комедия»:
https://goo.gl/nzyQPx
04 — «Трагедия Аристотеля»:
https://goo.gl/iXgZBT
03 — «Греческая драма»:
https://goo.gl/9VCsoU

ВВЕДЕНИЕ
02 — «Природа театра»:
https://goo.gl/XFUbky
01 — «Лаборатория жизни»:
https://goo.gl/42Hes1