Многим менеджерам и предпринимателям не дает покоя история успеха человека или целой компании, которая восхищает, вдохновляет, на которую хочется равняться.
Когда дело касается советов «успешных людей», мы наблюдаем две разнонаправленные тенденции:
1. Их много, они очень популярны в бизнес-изданиях.
2. Они не срабатывают с вами (или срабатывают очень редко).
Профессор Робин Хогарт из университета Барселоны попытался разобраться, почему эти пункты не встречаются друг с другом в реальной жизни.
В чем подвох?
Получается, что если вам дают конкретные «на 100% работающие» советы, а у вас или вашего бизнеса ничего не выходит, возникает чувство, что вы не используете возможности или просто-напросто глупы. Проблема только в том, что эти истории редко предоставляют всю полноту картины и провоцируют неверные выводы. Из-за этого полезные советы моментально превращаются во вредные, отражаясь на самооценке, мотивации и мешая нащупать свой собственный путь.
1. Проблема частного случая
Все рекомендации построены не на исследованиях с большой выборкой, а на эпизодах жизни разных людей. Плюс к этому, участники событий дают весьма субъективные интерпретации, предпочитая умалчивать о проблемах, конфликтах и неприятных случаях.
Реальных выдающихся историй успехов не так уж и много.
2. Причина и следствие
Допустим, вы видите перечень привычек, которые характеризуют успешного человека: они умеют говорить нет, независимы от мнения других, всегда отделяют главное от второстепенного и начинают свое утро с йоги. Практика показывает, что подобное позволяют люди уже сумевшие добраться до каких-то высот. Эти привычки становятся нематериальным воплощением роскоши, которую можно себе позволить. То есть это не причина успеха, а его следствие.
3. Ошибка выжившего
Представьте, что человек рассказывает героическую историю, как он выжил в буре, потому что молился. Но с ним молились еще 100 человек, которые утонули. Эта метафора демонстрирует как люди склонны приписывать несуществующий эффект от некоторых действий.
4. Сила контекста
Бывает и такое, что данные основаны на добросовестном анализе большого количества случаев, но и здесь встречается подводный камень – контекст. Если переложить, скажем, такое качество как упорство, на ваш случай, то оно не сработает, сколько бы упорными вы не были.