Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Враг у ворот

Оглавление

(2001, США)

Кто бы что ни говорил, но Джуду Лоу идёт играть русских. Особенно крутых русских.
Кто бы что ни говорил, но Джуду Лоу идёт играть русских. Особенно крутых русских.

Нападки некоторых моих соотечественников на это кино лично я не приветствую. В кои-то веки Голливуд вспомнил о существовании во Второй мировой войне Восточного фронта и выпустил боевую драму о "хороших русских", а мы на него за это еще и в обиде? Выглядит так, как если бы к вам на улице подошел иностранец и начал на ломанном русском говорить о том, как он был рад приехать к вам в страну, а вы двинули бы ему кулаком в зубы за то, что он коверкает наш язык своим жутким акцентом. Некрасивая, мягко говоря, ситуация.
Точнее, обижаются у нас не за сам факт выхода "Врага у ворот" на экраны, а на имеющиеся в нём, малоприятные российскому глазу и уму, "фэнтезийные"сцены. И правда, есть такие. Да только куда без них-то? Ведь даже если в самой России давно не принято снимать кино о довоенном / военном СССР без Гулага, НКВД и водки, то что мы хотим от наших "зарубежных товарищей"? Вполне закономерно, что после этого в их впечатлительных глазах Советский Союз и вовсе становится одним большим GULAGом, где живут пьяные NKVDшники и какие-то люди в драных ватниках, которых первые частенько расстреливают по колено в грязи или в снегу. Эй, да мы же сами и породили когда-то этот штамп, а теперь удивляемся, почему он вдруг пошел гулять по свету и обрастать всё новыми невероятными подробностями. Так по чьим хулиганистым рукам тут надо бить линейкой в первую очередь?

Хрущев (Боб Хоскинс) накатил водки и добродушно посмеивается. Все вокруг облегченно выдыхают: фух, а был бы Никита Сергеич трезв, запросто мог бы кого-нибудь расстрелять.
Хрущев (Боб Хоскинс) накатил водки и добродушно посмеивается. Все вокруг облегченно выдыхают: фух, а был бы Никита Сергеич трезв, запросто мог бы кого-нибудь расстрелять.

Короче говоря, давайте проявим великодушие и простим режиссёру и сценаристу Жан-Жаку Анно его своеобразное видение кое-каких исторических реалий. Тем более, что с художественной точки зрения Сталинградская битва у него нарисована сурово и эпично: руины, пожарища, бомбардировки, огонь, дым, сажа, пепел, грязь, трупы во всех стадиях разложения... Разве что здесь война идет лишь фоном, а на переднем плане Анно разыгрывает перед нами два человеческих конфликта: один, скажем так, профессионально-служебный, а второй уже чисто лирический.
Первый конфликт, это тактическое противостояние нашего снайпера Василия Зайцева (Джуд Лоу) с немецким асом, майором Кёнигом (Эд Харрис). Кёниг был специально доставлен в Сталинград из Германии, чтобы убить Зайцева, на счету которого было тогда больше двухсот фашистских трупов и который уже превратился в настоящую легенду по обе стороны фронта. История, между прочим, не выдуманная, а взятая из военных мемуаров самого Василия Григорьевича. Ну разве что Анно, как истинный художник, малость приукрасил ее ради пущей интриги и драматизма. И правильно. Благодаря этому экранная дуэль великих снайперов тянется сквозной линией через всю картину, изобилует нежданчиками и захватывает зрителя ну просто не по-детски.

Немецкий снайпер-ас, майор Кёниг  (Эд Харрис) - бесспорно, крутейший вражеский "босс" из всех, что когда-либо были в снайперских боевиках.
Немецкий снайпер-ас, майор Кёниг (Эд Харрис) - бесспорно, крутейший вражеский "босс" из всех, что когда-либо были в снайперских боевиках.

Второй конфликт почти хрестоматийный, любовно-треугольный, и он уже менее острый. Просто Зайцев и его друг, комиссар Данилов (Джозеф Файнс) внезапно полюбили одну и ту же боевую подругу (Рэйчел Вайс). Ну а поскольку Данилов оказался на поверку не таким благородным человеком, как Зайцев, то и методы борьбы с конкурентом на любовном фронте он выбрал не самые честные. И, говоря начистоту, их шашни были бы не столь интересными, если бы в конце концов этот конфликт не пересёкся с первым и оба они не завершились на неожиданной и красивой ноте. За что опять-таки надо сказать спасибо Жан-Жаку Анно, дорисовавшему свою историю в нужных местах нужными красками грамотно и без перебора.

***

В общем, не будем снобами. И, закрыв глаза на ряд спорных сцен, отметим общее, достаточно высокое качество фильма и его ярких, мастерски прорисованных героев. И Джуд Лоу, и Эд Харрис даром что не русский и не немец, однако оба настолько четко вписались в свои образы, что их ну никак не назовешь карикатурными. Хороша и Рэйчел Вайс, чего уж там. А вот про других персонажей, которые были связаны не только с войной, но и со сталинской политикой (Файнс и Хоскинс), такого не скажешь - они не избежали влияния штампов и получились не столь живыми и натуральными. Но как бы то ни было, на фоне прочих военных драм и снайперских боевиков "Враг у ворот" и по сей день выглядит уникальным, штучным товаром, который не лупит вам по голове наотмашь клюквенной балалайкой и который не надоедает время от времени пересматривать.

Снайперский дебют Василия Зайцева. Сейчас-сейчас чьи-то фашистские мозги разлетятся по округе. Плохая была идея - принимать душ прямо на передовой. Тот редкий случай, когда гигиена не помогает здоровью, а убивает.
Снайперский дебют Василия Зайцева. Сейчас-сейчас чьи-то фашистские мозги разлетятся по округе. Плохая была идея - принимать душ прямо на передовой. Тот редкий случай, когда гигиена не помогает здоровью, а убивает.