Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Рассекая волны. Ларс фон Триер. Рецензия Владимира Матинова

«Рассекая волны» (Breaking the Waves, 1996) Ларса фон Триера - одна из важнейших, базовых картин датского художника, находящаяся сегодня, во многом, в тени нашумевших «Меланхолии» и «Нимфоманки». Открывая собой своеобразную «Трилогию сердца», куда вошли также «Идиоты» и «Танцующая в темноте», этот фильм стал своего рода программным высказыванием режиссера, наиболее выпукло обозначив все темы, волнующие его по сей день.

Сюжет фильма, как часто это бывает у Ларса фон Триера, предельно прост. Наивная девушка по имени Бесс (тут явно не обошлось без глумливых и парадоксальных, столь характерных для режиссера, отсылок, на сей раз к опере Гершвина) из суровой христианской общины выходит замуж за простого рабочего парня Яна. Ян работает вахтовым методом на нефтяной платформе. Его подолгу не бывает дома. Бесс скучает. Она хочет, чтобы любимый был с ней и обращается с просьбой к Богу... Всё дальнейшее напоминает притчу, которую, при желании, можно было бы вписать и в сборник «Жития святых», и даже, в один из новозаветных апокрифов.

-2

Особенностью фильмов Триера является то, что их можно воспринимать и как серьёзное, почти философское высказывание на заданную тему, и как ёрнический постмодернистский продукт. Что касается «заданной темы», то в «Волнах» центральным становится вопрос о роли женщины в западной христианской культуре. Очевидно – по Триеру – это роль блудницы, либо святой (Мария Магдалина), а лучше бы сразу «святой блудницы». Здесь начинается кавалькада из образов и отсылок то к Андрею Тарковскому с его Марией («Жертвоприношение») и женой Сталкера, то к нервическим героиням Бергмана в исполнении Лив Ульман. Ларс фон Триер жонглирует архетипами: подготовленному зрителю скоро (слишком скоро) становится ясно, что Бесс – это ещё и Анима (душа по Юнгу), а её муж – Персона. В то же самое время, скажем, Ян символизирует то Иова, то Христа, а Бесс – то Марию, то и вовсе дьявола (либо одержимую им). Впрочем, разве не столь же амбивалентно устроена вся наша жизнь? Тем более, финал – один из самых пронзительных - и глумливых одновременно - в кино за последние лет тридцать пять – «монтирует» житие святой блудницы, ставит всё по местам. А контрапунктивный саундтрек, состоящий, по преимуществу, из поп-роковых стандартов 1970-х гг. добавляет китчевой атмосферы (вполне в духе Линча, создателя другого, всеамериканского образа грешной святой, Лоры Палмер). Что делать с цивилизацией, где всё так грустно? На этот вопрос режиссер пока не дает ответа. И эта-то «фигура умолчания» поднимает данную картину над прочими фильмами Триера, полными истерических поисков панацеи, беспощадных приговоров и прикладного экзорцизма в сутане из секс-шопа.

«Рассекая волны» - картина особенная, тонкая, снятая бережно (работа оператора Робби Мюллера, знаменитого своим сотрудничеством с Вендерсом и Джармушем, здесь выше всяких похвал), пронзительная, амбивалентная. Не удивительно, если в вечность Ларс фон Триер войдет, в итоге, именно с ней.

-3
Понравилось? Не забудьте поставить лайк, расшарить и подписаться
:o)