"Озадачился выбором аккумулятора к зиме в мой старый дизельный Mercedes 2003 г.в. Напряжение зарядки - около 14,8 В. Есть мнение, что обычному традиционному аккумулятору многовато и его срок службы будет небольшим. Генератор "заточен" под кальциевый аккумулятор. Дилер говорит: ставь "оригинал", который, к слову, отслужил более 10 лет. Но хотелось бы сэкономить и поставить при этом правильный аккумулятор. Вопрос в том, нужно ли "заморачиваться" по поводу типа АКБ или можно ставить любую?"
Емкость и пусковой ток - основные характеристики стартерных аккумуляторов. АКБ считается правильно подобранной для конкретного автомобиля, если ее емкость и пусковой ток соответствуют указанным в инструкции по эксплуатации.
При отсутствии инструкции, что в порядке вещей для подержанных машин, можно ориентироваться на этикетку старой батареи, где емкость и пусковой ток должны быть указаны. А для выполнения функций аккумулятором, купленным для замены старого, то, что он будет сурьмянистым, гибридным сурьмянисто-кальциевым, кальциевым, изготовленным по технологии EFB или AGM, не так уж и важно.
Важны конструктивные и технологические особенности того или иного аккумулятора для времени, в течение которого он будет исправно работать, или, другими словами, значение они имеют для срока службы. В конце концов, даже сурьмянистую батарею можно поставить вместо AGM-аккумулятора в случае, когда именно он предусмотрен штатно, но, как показывает практика, прослужит такая батарея не больше года.
Однако независимо от конструктивных и технологических особенностей еще большее значение для долговечности батареи имеет величина зарядного напряжения. Срок службы сокращается, если напряжение заряда слишком низкое либо чрезмерно высокое.
Поскольку в заданном нам вопросе речь идет о зарядном напряжении около 14,8 В, воздержимся от рассмотрения, какие неисправности аккумулятора являются следствием зарядки напряжением ниже 13,8 В. Максимальное же напряжение зарядки, замеренное на клеммах АКБ при работающем на холостых оборотах двигателе и выключенных потребителях, в общем случае не должно превышать 14,5 В. Повторимся: независимо от конструктивных и технологических особенностей АКБ. И уточним: если только автомобиль не оснащен так называемой интеллектуальной системой зарядки, способной изменять зарядное напряжение при необходимости.
Одной, но не единственной опасностью зарядки повышенным напряжением является более интенсивный, чем обычно, гидролиз, при котором из электролита выделяются газы, затем улетучивающиеся из аккумулятора. Уровень электролита снижается - он "выкипает", как говорят в таких случаях. Чем выше напряжение зарядки, тем активнее протекает гидролиз и быстрее оголяются, начинают контактировать с кислородом и сульфатироваться электродные пластины.
Кальциевыми называются аккумуляторы, в которых в качестве легирующей добавки в основной материал пластин вместо сурьмы используется кальций. В кальциевых АКБ гидролиз протекает менее интенсивно, чем в сурьмянистых, которые, по всей видимости, в заданном редакции ABW.BY вопросе названы обычными традиционными аккумуляторами.
Помимо этого, кальциевые батареи оборудуются более сложной системой вентиляции, которая до минимума сокращает улетучивание газов, конденсирует испарения и возвращает их в электролит, что вкупе с меньшей склонностью к выделению газов длительное время поддерживает его уровень в банках в норме.
Эти и другие нюансы отражаются на сроке службы, а также обеспечивают разделение АКБ по типам: кальциевые - необслуживаемые, гибридные, в которых кальций применяется только в отрицательных пластинах, - малообслуживаемые, сурьмянистые - обслуживаемые.
Соответственно в порядке снижения изменяется цена при сопоставимых емкости и пусковом токе. Думается, вышесказанное и придется учитывать при желании сэкономить и поставить при этом правильный аккумулятор. Дилер, конечно, по своему прав, но сколько лет еще предполагается эксплуатировать автомобиль? Не будет ли покупка дорогостоящей батареи с максимально возможным сроком службы подарком следующему владельцу, если, например, через 3-4 года появится желание попрощаться с машиной, готовой вот-вот справить 20-летие?
Или другой вариант: не придется ли через 3-4 года покупать очередную батарею в случае неправильного выбора по типу? В этой связи даже при перспективе сравнительно короткой дальнейшей эксплуатации мы бы попытались внести ясность в вопрос, насколько нормальным для конкретного автомобиля является зарядное напряжение 14,8 В.
Для общего случая оно великовато и указывает на неисправность генераторной установки, однако в начале 2000-х годов для отдельных моделей Mercedes-Benz, а также BMW, Audi и некоторых других марок интеллектуальные датчики и системы зарядки уже были в порядке вещей.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY
У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Оставляйте вопросы на форуме или воспользуйтесь кнопкой "Написать в редакцию"
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber