Особенность человеческого мышления особенно выражается в желании человека иметь идеальный образ чего либо. Дело в том, что память не хранит бесчисленные цельные образы увиденного нами за время жизни. В ней сохраняется в полном виде лишь образец, идеальный образ, отправная точка, базовая модель объекта. Все остальное, что мы называем памятью, заполнено парами объект и его отличие от идеального образца. При этом каждая пара завязана ссылкой на идеальный образец.
Под объектом мы понимаем конкретного человека, определенное строение, предмет или событие, для которых можем иметь исходный идеальный образец. Отличие может выражаться в дополнениях и трансформациях. Но сами дополнения и трансформации (усы, шрам, борода, овал лица и т.п.) тоже имеют идеальный образ, от которого отталкивается отличие: редкая бороденка, окладистая борода, залихватские усы, вытянутый овал лица и т.п. Таким образом, можно сказать, что память наполнена в своей основе базовыми, идеальными шаблонами и дополняется со временем, как новыми шаблонами, так и наборами отличий, отталкивающихся от идеалов.
В творчестве художников, писателей, поэтов рисуются образцы для подражания. Точнее не для подражания, а для принятия за идеал. Тем самым обществу навязывается определённый стереотип, заставляющий большие общности люди мыслить одинаковыми категориями, основанными на единых базовых моделях.
Если человек не подвержен воздействию культурных факторов, формирующих базовые ценности общества, он вынужден формировать идеальные образы из увиденного вокруг себя. При этом, если человека от рождения окружают люди уродливые душой или телом, он примет эти образы за идеальные, и будет сильно удивлен, увидев что-то резко отличающееся от его идеальных образцов.
Мы практически не запоминаем людей, близких к идеалу настолько, что у него нельзя выделить отличий. Для таких людей не создаётся пара запоминания, якорь опознавания - объект-отличие от идеала. Образ такого человека сливается с идеалом, то есть растворятся в памяти без следа. Мы не раз замечали, что не можем вспомнить, как зовут человека, чьим совершенством мы были поражены.
Другая особенность нашей памяти, подтверждающая гипотезу о базовых шаблонах, открывается в выражениях типа «все китайцы на одно лицо». Так как в силу своего географического положения мы очень редко сталкиваемся с китайцами, в нашем сознании нет шаблона образа китайцев, поэтому нет и возможности сформировать набор отличий от нашего европеоидного шаблона. Более того, попытка сформировать набор отличий упирается в некоторый внутренний механизм памяти, требующий формирования нового шаблона, если количество отличий от текущего превышает определенное количество. Память попросту стирает такие конгломераты, избавляясь от потенциально замусоривания и снижения эффективности распознания образов.
Стоит нам какое-то время пожить в среде китайцев, как перед нами, словно окно открывается, мы начинаем отделять одного китайца от другого, удивляясь, почему раньше они были для нас на одно лицо.
Особенность нашей памяти отражена и в такой криминалистической процедуре, как составление фоторобота, в основу которого берётся классический образ, который потом меняют в нужную сторону, дополняя деталями. Рисуя образ человека, мы склонны говорить, что он слишком худ или тучен, высок или низок, широк в кости или узок и тому подобное. При этом в нашей памяти всегда всплывает образ идеала, с которым мы непременно сравниваем объект. Чаще всего это происходит неосознанно, на уровне подсознания, поэтому нам кажется, что мы шаг за шагом вспоминаем целиком запомненный образ. Но сама процедура вспоминания всегда происходит по методу достройки конечного образа от базового идеального.
Феномен базовых понятий, базовых шаблонов эффективно используется в идеологии и пропаганде. Речь идет о подмене шаблонов, смене стереотипов, смещении акцентов в нужном направлении. Возьмите, к примеру, эпоху 17 года прошлого века в России. Огромная аграрная верноподданная страна была одним махом превращена в колыбель революции, когда пламенные трибуны заронили в души людей сомнения в истинности их базовых ценностей. Они заставили их поверить в новые базовые ценности, принять их за основу, они изменили их сознание путем подмены основополагающих шаблонов, заставив их искренне поверить в то, что убийство царя и его семьи – благое дело.
Пример из более близкой истории – слом сознания россиян после смерти Леонида Брежнева. Я беру именно этот период за точку отсчета, так как слом происходил скачками, расшатывались глубоко укоренившиеся шаблоны, рушилась вся система внутренних ценностей, шельмовались все прежние убеждения, предлагались взамен другие чуждые нам взгляды и стереотипы. «Человек человеку друг» заменилось на «Человек человеку волк», сотрудничество и взаимопомощь превратились в конкуренцию и карьеризм, бескорыстие в стяжательство, вознесенное на флаг перестройки. Люди в буквальном смысле сходили с ума, не в силах перейти с одной системы ценностей на другие, чтобы без проблем вжиться в новый мир жесточайшей и безжалостной конкуренции.
Человек, потерявший базовые ценности, и не успевший приобрести новые, становится беспомощным и растерянным. Он не способен адекватно реагировать на любые образы внешнего мира, так как события сливаются для него в незапоминающийся калейдоскоп вспышек и звуков. Он не может ответить на элементарные вопросы о его отношении к увиденному или услышанному, потому что ему не на что опереться. В таких случаях психиатрия рекомендует длительную процедуру реабилитации пациента, основанную на привитии ему базовых понятий, его социализации, если говорить научно.
Для человека чрезвычайно важно иметь устойчивый набор базовых ценностей, принципов, понятий, которые делают его жизнь понятной, предсказуемой, логичной, спокойной. Если человек живет «по понятиям», ему сложно понять человека, живущего по принципам высокодуховного существа. Сытый голодного не разумеет, конный пешему не товарищ, что русскому в радость, то немцу смерть.
Для жулика весь мир делится на таких же жуликов и лохов. Честному человеку во всех видится честность и открытость. Человек, склонный насилию, ожидает насилия со стороны других. Можно сказать, что человек видит окружающий мир через «светофильтр» собственных базовых моделей. Неожиданная смена модели в силу необходимости меняет отношение человека к миру.
Для примитивных сообществ базовые принципы просты и однозначны, потому что в обычной жизни им не требуется лгать, увиливать, изворачиваться в общении с себе подобными. Мир вокруг них полон как опасностей, так и радостей, но они естественным образом проистекают из этого мира. Их базовой ценностью является выживание и все, что этому способствует: продолжение рода, сила и здоровье, пропитание. В этой среде нет места всем тем «ценностям», которые свойственны нашему «высокоразвитому миру».
Рост популяции, увеличение скученности, ограниченность ресурсов, опасности среды порождают необходимость в базовых ценностях, существенно отличающихся от «примитивных». Для выживания требуется убрать лишних от источника еды, из жилища, из-за крепостной стены. Но при этом общество не должно возмущаться таковыми событиями, должно принимать их за естественные, следующие из базовых ценностей вещи. Но для этого базовые ценности нужно создать и внедрить в сознание общества.
В немалой степени этому способствует религия и власть во всех ее проявлениях. Если в «примитивных» сообществах они были направлены на выживание всего сообщества, то в «высокоразвитых» уже лишь на выживание ограниченного круга избранных лиц, имеющих право определять, кому жить, кому умирать. Необходимые базовые ценности оформляются в виде исторических документов, обосновывающих долговременность «новоделов», религиозных догматов, подтверждающих непреклонность новых истин, законов, обеспечивающих наказание за их нарушение.
Формирование общепринятых базовых ценностей чрезвычайно важно для государства, так как в такой среде существенно облегчается деятельность государственных чиновников и связанных с ними олигархов. Для США такой базовой ценностью является «демократия и свобода», хотя как именно это выглядит, определяют не международные институты, а исключительно США, как государство, которому выгодны именно такие базовые ценности своих граждан.
При этом попытка насаждения этих базовых ценностей в других государствах чаще всего перерастает в общественные возмущения, бунты, требует вооруженного вмешательства США, чтобы силой оружия заставить непокорные народы принять базовые ценности США.
В истории мы знаем и другие не менее жестокие методы смены базовых ценностей, основанные на привнесении христианства «диким» народам. Смерть, сожжение на кострах, пытки, тотальные преследования – все это применялось столетиями с целью замены у людей одних базовых ценностей на другие.
Близкое к этому происходит сейчас на наших глазах и называется «исламизация», то есть замена христианских базовых ценностей на мусульманские. Идет битва религиозных догматов в сознании людей. От результатов этой битвы зависит будущее всего человечества. Христианский мир считает свои базовые ценности непреложными и подлежащими защите любыми средствами. С другой стороны политика всеобщей толерантности способствует проникновению идей ислама в души христиан, превращению истовых христиан в сомневающихся, а затем в приверженцев ислам, которые с той же истовостью идут воевать на стороне ИГИЛ.
Анализ теории базовых ценностей, названный мной игрой в идеальность, показывает, насколько важны для человека его базовые ценности, насколько важно для общества формирование правильных базовых ценностей и прививание их с младых ногтей, насколько необходимо всей мощью государства защищать базовые ценности своего народа, если государство заинтересовано в целостности и безопасности.
И бесконечно будет обсуждаться различными адептами правильность или ошибочность базовых ценностей для нашего народа, пока мы сами не примем для себя, в чем наши корни, чему мы поклоняемся, от чего отталкиваемся, к чему стремимся. Без этого никак. Без этого нет смысла в жизни. Без этого нет возможности жить в мире и процветании. Единый народ – единая воля!
Делая шаг в сторону, хочется вспомнить и о таких художественных образах, в которых герой меняет мировоззрение под воздействием некоторого человека или события. При этом в его памяти не меняются наборы отличий, рисующих конечный образ запомненных им людей и событий. Но замена базового образа или набора образов приводит к полной смене картины бытия. «Неожиданно он увидел спрятанные под маской грубости и равнодушия лица людей добрых и чувствительных, склонных прятать чувства и желания в силу того, что общество не поощряло их к этому…» Знакомая картина?
>>>>> Купить книги Сергея Шангина в издательстве Ridero
© Copyright: Сергей Шангин, 2016
Свидетельство о публикации №216012700465