В то время как британские ученые доказывают, что физическое наказание делает детей глупее, власти ОАЭ уверяют арабских мужчин, что своевременное применение ...розг может помочь их нерадивым женам «адекватно оценить ситуацию» и избежать развода. «Развод разрушает семью, деструктивно влияет на детей и приводит к последствиям, негативно влияющим на общество», — сказал советник по вопросам брака суда Дубая Абдулазиз аль-Хаммади. Именно поэтому юрист и советует: если жена стала вести себя странно, сначала попробуйте поговорить с ней по душам, затем перестаньте спать с ней в одной комнате, а если все это не сработает, — слегка ее... высечь!
Восточные меры воздействия на совесть населения (казни, порка и пр.) давно стали притчей во языцех и поводом для брезгливого «фи» всего просвещенного мира. Это, если формально. А если судить по фактам и сухой статистике, — каждая третья женщина в мире (то есть не менее миллиарда женщин) хотя бы раз в жизни подвергается избиению. В США — каждые 15 секунд одна женщина подвергается побоям, как правило, со стороны мужа или сожителя (данные ООН), в России — каждые 2,4 (!!!) секунды!. В других странах Большой восьмерки ситуация далеко ничуть не более радужная. Про детей и говорить нечего — дать любимому чаду подзатыльник-другой «по науке» — для 3/4 населения планеты — дело святое.
Так почему сегодня, когда все человечество уже давно осознало как целительную, так и разрушительную силу слова, мы до сих пор не разуверились в магической силе ремня? Может быть, есть в таком средстве воспитания нечто, что работает, когда другие меры воздействия бессильны? Попробуем разобраться.
Аргументы психологов и правозащитников понятны и бесспорны. Применяя к человеку какую бы то ни было физическую силу мы:
- показываем ему свое превосходство (не факт, что бесспорное);
- насильственным образом меняем логику его поведения (не ясно — в какую сторону).
При этом по закону все мы равноправны. А использует меры физического воздействия, как правило, тот, кто в семье является главным кормильцем: «Зависишь от меня — терпи все!»
Бывают ли такие методы эффективными? Все зависит от того, какого эффекта наказывающий собирается достичь. «Чтобы понял!», говорит родитель, давая любимому ребенку очередную порцию «ремня». Внушить что-то таким образом, по уверению психологов, невозможно. А вот остановить эйфорию (или истерику), в пике своем зачастую не знающую преград, — вполне реально. Конечно, лучше, если это будет легкий шлепок, а не попытки вытрясти из провинившегося дитяти душу. Тумаки, которые причиняют серьезную боль кому бы то ни было, могут вызывать только страх или ожесточение. Конечно, и подавлением можно тоже кое-чего добиться, но вряд ли таким образом получится воспитать смелую, ответственную и гармоничную личность.
Чуть сложнее с физическим «воспитанием» женщин мужьями. Здесь многое все-таки зависит от менталитета. На востоке женщины, как существа априори подчиненные, с рождения готовы к тому, что мужчина может их воспитывать всеми доступными ему методами. При этом он всегда прав, всегда знает, что лучше для жены. И если применяет физическое наказание, то только за тем, чтобы «помочь ей адекватно оценить ситуацию» и жить по законам Аллаха. Практически любая восточная женщина, если ей предложить всего 2 варианта развития событий — развод или розги, — выберет второе. Просто потому, что для нее это привычней и надежней.
Что же касается западных женщин, то после победного шествия феминизма и утверждения принципа равенства полов, такая демонстрация своей правоты может элементарно привести мужчину на скамью подсудимых. Учить зрелого сформированного человека на западе чревато. Однако даже в известной своей тягой к сутяжничеству Америке — физические меры воздействия на жену далеко не всегда заканчиваются плачевно для мужа (4 обращения в суд на 10 случаев побоев).
Даже среди прим (как в России, так и в Америке) немало примеров, когда состоятельные успешные женщины годами терпели тумаки своих менее известных и талантливых мужей (Валерия, Рената Литвинова, да что там... Уитни Хьюстон!). Зарабатывая в разы больше своих мужчин и не завися от них материально, они годами не решались порвать с ними отношения. Почему?
Британские психофизиологи уверяют, что дело тут не столько в том, что для многих женщин тумаки — синоним любви, а в том, что у всех дам (какой бы национальности и вероисповедания они ни были), — в генах заложена потребность чувствовать мужское превосходство. Когда у мужчины включается инстинкт демонстрации силы, то у женщины автоматически срабатывает механизм, который делает ее готовой подчиняться. Для слабой половины такие действия мужчины — знак: «этот самец годится для продолжения рода». Именно с ним у женщин подсознательно появляется ощущения надежности и уверенности. Да, наверное, большинство современных представительниц прекрасного пола предпочли бы, чтобы мужчина продемонстрировал им силу правильно вбитым в стену гвоздем или букетом роз после ссоры, но за неимением лучшего — предпочитают терпеть и такой вариант тестостероновой активности. И аргументы типа: настоящий мужик никогда не поднимет руку на слабого — для них неубедителен.
Другой вопрос — сколько это может продолжаться. Даже самое сладкое лекарство имеет свойство приедаться, а экстремальные методы «воспитания» держат в тонусе далеко не всех. Покорность может смениться агрессией, причем женщина обычно не ограничивается ответными тумаками. Она берет в руку топор, горячую сковородку или крысиный яд. И жизнь не только этих двоих, но и их близких оказывается сломанной. Совсем. Без возможности переигровки «жестоких игр».