В этой статье я расскажу об особенностях самого лучшего советского детища – Т-80. Ведь не зря он прозван летающим танком! В этой статье я поведаю о разработке легенды СССР.
Путь танка начинается с 1969 года. Т-64 стал настоящей революцией в танкостроении, но рано или поздно и он устареет. Это понимали и конструкторы харьковского КБ тяжёлого машиностроения. Поэтому был предложен проект более совершенной машины.
Идея была в том, чтобы усилить броню и в то же время улучшить подвижность. Сделать это было не то чтобы легко, но решение подсмотрели у вертолётов серии Ми.
Они имели два мощных газотурбинных мотора, поднимающих винтокрылую машины в воздух. Мощность одного такого мотора превышала 1000 лошадиных сил, что на самом деле было шикарно, в сравнении со старым мотором Т-64.
Первой проблемой стало то, что мотор от вертолёта был крайне не совместим с машиной весом более тридцати тон… Однако от идеи не отказались. Харьковчане, совместно с омскими коллегами разработали новый мотор на основе вертолётного, который был назван ГТД-1000.
Проект получил индекс «Объект 219». Машина во время испытаний показала действительно отличную подвижность, но катки от Т-64 так и не выдержали нагрузки. Они деформировались в результате чего, пришлось проектировать ходовую часть заново.
Следующий прототип уже сильнее отличался от своего предшественника благодаря ходовой части и МТО. Катки были больше предыдущих, но меньше, чем у Т-72 недавно пошедшего в серию. Это было сделано для экономии массы, ведь чем меньше вес, тем быстрее танк будет ехать. Но на этот раз без проблем не обошлось…
Двигатель не мог работать долго из-за губительной для лопастей пыли. В воздухе – это не проблема, а вот на земле, когда танк поднимает клубы мусора и грязи – это становится критичным.
Чтобы решить эту задачу, поступили весьма неожиданно… Для самолёта страшный враг – вибрация, а для танка она стала лучшим другом, ведь по её средства пыль выводилась из мотора. А вторым решением была аэродинамика.
Интересный факт про Т-80, который довольно известен – Т-80 пожалуй единственная машина в своём роде, которая проходила испытания в аэродинамической трубе. Сделали это для того, чтобы пыль практически не попадала в двигатель во время движения. Таким образом, удалось решить проблему с малым ресурсом мотора.
Последний прототип был показан уже в 1976 году и тогда же принят на вооружение. Машина была новой, и весьма проблемной, а топливо для неё стоило немало, поэтому двигатель постоянно модернизировался, дабы снизить потребление дорогого керосина.
С другой стороны Т-80 мог быстро запускаться в морозы, что было колоссальным преимуществом с тактической точки зрения. Это ещё дополнялось внушительным эквивалент против кинетических и кумулятивных снарядов, превосходящий даже поздние Т-72.