Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Размышления на досуге о статистике и религиозной составляющей боевых искусств.

Цветы с утра Таким сияют блеском, Что я поистине Подавлен ими. Бешусь: Опять поговорить мне не с кем И поделиться Чувствами своими. Бегу Соседа поднимать с постели И узнаю - Всегда одно и то же, - Что он уж где-то Пьянствует с неделю. А дома - Лишь его пустое ложе. Ду Фу (杜甫 dù fǔ, 712—770) При обсуждении китайских боевых искусств довольно регулярно поднимается тема о тесной связи у-шу и религиозных учений Китая. Отдельными товарищами безоговорочно утверждается, что ну прям все китайские стили однозначно пропитаны и нераздельно связаны с такими Учениями, как буддизм и даосизм. Однако тесная связь и фундаментальное влияние религиозных учений на боевые искусства Китая на самом деле, увы, присутствует только в умах многих любителей боевых искусств, не очень знакомых не только с китайской действительностью и спецификой местного социума, но и не очень внимательных даже к окружающей повседневности. Приведём простой и наглядный пример. Если внезапно оглядеться вокруг, то мы увидим дос

Цветы с утра
Таким сияют блеском,
Что я поистине
Подавлен ими.
Бешусь:
Опять поговорить мне не с кем
И поделиться
Чувствами своими.
Бегу
Соседа поднимать с постели
И узнаю -
Всегда одно и то же, -
Что он уж где-то
Пьянствует с неделю.
А дома -
Лишь его пустое ложе.
Ду Фу (杜甫 dù fǔ, 712—770)

При обсуждении китайских боевых искусств довольно регулярно поднимается тема о тесной связи у-шу и религиозных учений Китая. Отдельными товарищами безоговорочно утверждается, что ну прям все китайские стили однозначно пропитаны и нераздельно связаны с такими Учениями, как буддизм и даосизм.

Однако тесная связь и фундаментальное влияние религиозных учений на боевые искусства Китая на самом деле, увы, присутствует только в умах многих любителей боевых искусств, не очень знакомых не только с китайской действительностью и спецификой местного социума, но и не очень внимательных даже к окружающей повседневности.

Приведём простой и наглядный пример. Если внезапно оглядеться вокруг, то мы увидим достаточно большое количество людей, что носят носят крестик или что-то еще - как символ принадлежности к христианству. Однако, если так же внезапно спросить их: как часто и регулярно вы посещаете церковь, то таких станет уже гораздо меньше, хотя будет вполне внушительное количество этих людей. Если у оставшихся в нашей выборке поинтересоваться: но часто ли они соблюдают хотя бы обязательные ритуалы? Ну, не то чтобы только соблюдать популярные сейчас посты, но хотя бы по воскресеньям бывать на исповеди у батюшки? Или даже просто прочитать "Отче наш..." перед принятием пищи, ибо молитву перед есть "омовение души"... А многие ли, считающие себя христианами удостоились Причащения Святых Тайн? И так далее... А многие христианские проповедники отмечали, что соблюдение ритуалов Церкви - сродни духовной ... гигиене. Но согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни...

Из этой, уже сильно поредевшей группы совсем уже немногие способны ориентироваться в христианской доктрине. Я иногда, даже не шутки ради, но - разумения для, спрашиваю своих знакомых–христиан: что в их понимании является Символом Веры в христианстве? Увы, на этот вопрос, к сожалению, могут ответить лишь очень и очень немногие из тех, кто искренне себя считает православными. Ведь это же базовые вещи! Этот текст, сборник основ вероучения в виде строгой догматической формулы специально был разработан и заучивался для того, чтобы привить у верующих понимание и исключить ошибочные толкования...

Отцы Первого вселенского собора с текстом Символа Веры.
Отцы Первого вселенского собора с текстом Символа Веры.

Однако, если кто-то думает, что в широких народных массах Поднебесной ситуация с буддизмом или даосизмом отличается в лучшую сторону, тот - сильно заблуждается. Несмотря на очень многочисленные и шумные сборища на различных празднествах в храмах, точно такая же печальная картина наблюдается и в китайских религиозных учениях.

Среди осознанно причисляющих себя к буддизму либо к даосизму очень небольшое количество тех, кто не просто ходит в храм, чтобы поставить свечку на благополучие (обычно - финансовое) в Семье, на устранение каких-то проблем (например, помочь долгожданному рождению наследника) или попросить чего-то ещё, хорошего для себя и для своих близких. Их совсем не много, кто серьезно и кропотливо изучает эти Традиции, следует практикам и требованиям своего Учения, выполняет положенные ритуалы и следует наставлениям.

Но даже из тех, кто серьезно интересуется, регулярно практикует, сколько из них будет в состоянии достичь тех высоких Целей, которым ведут вышеуказанные Учения? Очень и очень немногие.

К тому же, если действительно искренне практиковать, неважно - христианство или буддизм с даосизмом, отдавать этому свою Жизнь и всё своё свободное Время, то найдётся ли в это время и местечко для занятий боевым искусством? Серьезные занятия боевыми искусствами – это тоже очень трудоемкий и требующий многого процесс, в том числе и времени.

Более того не совсем понятно, зачем человеку серьезно практикующему вышеуказанные духовные учения заниматься боевыми искусствами? Которые изначально направленны на причинение вреда другим живым существам?

Но об этом мы поговорим отдельно, сейчас же хочется сказать, что как и сейчас, так и в разные предшествующие эпохи процент людей, тесно связанных с какими-либо духовными поисками был всегда невелик. Увы.

Однако, в рассуждениях о религиях и ушу, есть интересное "исключение", и это исключение связно в первую очередь с этническими особенностями Поднебесной. Да я говорю в первую очередь о китайских меньшинствах, исповедующих ислам (хотя есть и другие малые народности со своими верованиями и стилями ушу). Специфика именно этих боевых искусств исторически была такова, что люди практиковавшие их – были мусульманами, и эти стили, мусульманские стили ушу, в течении достаточно длительного периода времени, практически до ХХ века, преподавались исключительно в закрытой среде мусульман. Однако, насколько эти стили ушу пронизаны и взаимосвязаны с догматами и ритуалами этой религии – вопрос довольно сложный и интересный, он требует дополнительного исследования.

Но как мы уже говорили раньше, Китай – очень большая страна. Эту страну населяют более 50 различных национальностей и народностей. Каждая из них – обладает своею уникальной специфичностью, своими верованиями, своими культурными обычаями и обрядами. Включая и местные боевые искусства, не очень известные даже в Китае.

И есть интересная статистика по верующим в Китае, например, из отчета "US Department of State - 2012 Report on International Religious Freedom: China (Includes Tibet, Hong Kong, and Macau)" мы увидим, что примерно 15% населения придерживается буддизма, даосизма и других традиционных верований, около 6% отводят на разные течения христианства и 4% ​- ислам (есть более оптимистичный вариант, когда на буддистов отводится аж 15.87%, а сторонников даосизма уже существенно больше - 7.6%). Это при населении согласно отчету Бюро Статистики на 1 ноября 2010 года в 1,339,725,000 человек! В другом отчете мы видим уже иную картину:

-3
Ситуация по религиозным верованиям среди взрослого населения Китая
Ситуация по религиозным верованиям среди взрослого населения Китая

Также в китайских источниках по делам религий можно найти, что на всю страну - более 13 тысяч буддийских храмов и монастырей, где обитает порядка 200 тысяч монахов. Но мне нравятся два других значения: более 1,5 тысяч даосских монастырей и свыше 30 тысяч мечетей, соответственно свыше 25 тысяч монахов (и монахинь) и более 40 тысяч имамов и мулл. При этом всего культовых сооружений разных вероучений - более ста тысяч... (Если кому-то интересно узнать о распределении по конфессиям в нашей стране можно глянуть: О.Е.Казьмина, ИЭА РАН, Конфессиональный состав населения России ).

Так вот, к чему это я? А к тому, что даже при таком значительном количестве разнообразнейших храмов, кто сможет документально подтвердить связь хотя бы десятка другого из них с конкретными боевыми искусствами? Как, например, монастырь Шаолинь и одноименный стиль шаолиньцюань?.. Хотя это и конгломерат стилей.

А так-то - спору нет, любое мало-мальски распространенное в регионе вероучение так или иначе будет влиять на культуру и жизнь социума. Вопрос - насколько это влияние будет определяющим?

И, напоследок - многие ли из вас знают о стилях ушу, на которые повлияло, скажем, христианство?... А вот христианское, в некотором роде, государство Тайпинов просуществовало с декабря 1850 года по август 1864 года и охватывало более трех десятков миллионов населения!

-5

Так что, подумайте об этом на досуге. В перерывах между тренировками! :)

Дм. Моисеев, СПб-2018